https://www.youtube.com/watch?v=3sTwZKVksek ,«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришёл в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
Злой рок «Вечного зова»: Как сложились судьбы звёзд легендарного фильма
Во время создания многосерийного фильма «Вечный зов» жизнь в деревнях под Уфой, где проходили съёмки, замирала, местные жители становились актёрами массовок, а профессиональные артисты отказывались от ролей в театре и уезжали за тысячи километров от дома, чтобы принять участие в проекте. Тогда они не знали о том, что во время сёмок некоторые из них окажутся на волосок от смерти, а спустя десятилетия заговорят о злом роке этого фильма — ведь многие звёзды «Вечного зова» повторили драматические судьбы своих героев.
Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя. Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе. Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.
Этот фильм называют киноэпопеей — в судьбах главных героев, братьев Савельевых и их односельчан отразилась история большей части ХХ века. Съёмки продолжались более 10 лет, из-за чего «Вечный зов» актёры в шутку прозвали «вечным возом». Работа была очень серьёзной, некоторые эпизоды, которые длились на экранах всего несколько минут, снимали по несколько суток. Актёры успели так сродниться со своими героями, что их трагические судьбы словно наложили отпечаток и на жизни звёзд «Вечного зова».
Во время съёмок фильма случалось немало опасных ситуаций, которые едва не стоили жизни некоторым актёрам. Так, Валерий Хлевинский, сыгравший Антона Савельева, старшего брата, чуть не погиб. Позже он рассказывал: «Я сел в наш „пазик“, стал читать какую-то книжку. Рядом обрыв и река внизу… Вдруг у „пазика“ заводится движок. Водитель, башкир Федя, сел за руль. „Федь, куда?“ — „Да отвезу компрессор, колёса надо подкачать“. И он начал сдавать — спокойно, не на скорости. Я читаю-читаю, потом смотрю — обрыв-то уже рядом. Встал, а заднее колесо уже почти над обрывом! Я только обернулся сказать: „Федя, руль-то выверни, а то мы сейчас все перевернёмся“. Смотрю, а Федя уже выпрыгнул из кабины. И — хорошо, что не на скорости — я пошёл вниз вместе с автобусом… Всё видел, как в замедленной съёмке. Была даже мысль через окно вылезти, но Господь уберёг. И я, как белка в колесе, стал вращаться. На песке около воды „пазик“ кверху колесами остановился. Насмотревшись фильмов, думаю: только бы не загорелось! И вылезаю через окошечко. Какой ужас был на лицах у нашей группы, когда они это увидели!». Наверное, сама судьба не дала Хлевинскому закончить жизнь там, на дне обрыва. Ведь пока он снимался, в родном Дзержинске его ждали отец и мать. «Родители у меня глухие, мы с сестрой в семье глухих родились. Желание поступить куда-то в театральный — это, наверное, от мамы, которая занималась самодеятельностью», — рассказывает Валерий.
Николай Иванов, сыгравший младшего из братьев Савельевых, свое участие в проекте называет мистическим. Как только он закончил читать роман своего однофамильца Анатолия Иванова «Вечный зов», раздался звонок, и ему предложили исполнить одну из главных ролей в экранизации — именно того персонажа, который ему приглянулся. После съемок Николай Иванов полностью посвятил себя театру, кино он называет случайностью для театрального артиста, каким себя считает.
Во время долгих съемок актеры не играли, а проживали жизни своих героев, иногда это приводило к трагедиям не на экране, а в жизни. Через 2 года после начала съемок не выдержало сердце Ефима Копеляна, сыгравшего Михаила Лукича Кафтанова, прозванного «главным кулаком страны», — с ним случился инфаркт.
Режиссер рассказывал, что гибель своих героев многие актеры переживали, как личную трагедию. Так, с Вадимом Спиридоновым, сыгравшим среднего брата, Федора Савельева, на съемках случилась истерика, когда по сюжету убили его персонажа. После отснятого эпизода актер долго не мог встать, лежал и рыдал: «Вот и кончился мой Федор!» Автор романа Анатолий Иванов, потрясенный игрой актера, даже сказал ему: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал!» Однако с этой ролью закончилась и кинокарьера Спиридонова — больше таких же значительных работ в его фильмографии не было. Актер пристрастился к алкоголю, а спустя 6 лет после окончания съемок ушел из жизни. В последние годы его беспокоило сердце, но он избегал врачей. 45-летний Вадим Спиридонов умер во сне от сердечной недостаточности.
Ада Роговцева поначалу хотела отказаться от съемок в фильме, так как на тот момент у нее была годовалая дочь. Режиссеры пообещали предоставить ей няню и уговорили приехать. Помощницу для молодой мамы так и не нашли, и нянчить девочку приходилось всем членам съемочной группы по очереди. А однажды во время съемок Ада Роговцева чуть не погибла. По сюжету ей нужно было упасть на землю. Режиссер Владимир Краснопольский осмотрел площадку перед началом работы и посчитал ее абсолютно безопасной, но во время падения актриса ударилась головой об острый гранитный камень. Ее спасли только заплетенные толстые косы. Актриса во многом повторила судьбу своей героини Анны, пережившей гибель сына: сначала она потеряла мужа, а потом от рака умер ее 50-летний сын.
Роль Кирьяна Инютина сыграл актер Андрей Мартынов. Он женился на дочери немецкого дипломата Франциске Тун. Супруга не смогла привыкнуть к жизни в СССР, и она вместе с сыном уехала в Германию. Какое-то время Мартынов их навещал, но затем узнал о том, что супруга встретила другого человека, и их брак распался. А сам актер так и остался одиноким.
Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра. Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино. — Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню. Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов. После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.
Роль предателя Петра Полипова поставила под угрозу актерскую карьеру Юрия Смирнова. Когда картина была уже завершена, в его жизни началась черная полоса. Цензоры потребовали вырезать из фильма всю его роль — уж очень не понравился комиссии чиновник, разваливший колхоз. Но удалить из готового фильма одного из главных героев было просто немыслимо, и тогда 6 серий положили «на полку». Только заступничество главы КГБ Юрия Андропова спасло картину от забвения" и в 1984 г. фильм вышел на экраны в полной версии. Но роль, сыгранная Смирновым, все же сыграла с ним злую шутку — после этого ему не предлагали главных ролей, тем более положительных героев. К тому же он стал единственным из звезд «Вечного зова», кто не получил Государственную премию.
Драматической была судьба и Петра Вельяминова, который исполнил роль Поликарпа Кружилина. Потомок древнейшего дворянского рода впервые был арестован еще в 16 лет, почти 9 лет он провел в сталинских лагерях, но именно в заключении Петр увлекся театральной самодеятельностью и после освобождения в 1952 г. начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Только после окончания съемок «Вечного зова» в 1983 г. он получил справку о реабилитации. Эта роль была для него знаковой, актер рассказывал: «В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи. На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…».
Многих звезд фильма «Вечный зов» уже нет в живых, и многие ушли из жизни преждевременно. В 1989 г. умер Вадим Спиридонов, в 1993 г. прямо во время выступления скончался Иван Лапиков, в 2005 г. не стало 63-летнего Владлена Бирюкова, в 2009 г. скончался от пневмонии Петр Вельяминов, в 2012 г. — Наталья Кустинская. В 2018 г. ушла из жизни Тамара Дегтярева, последние годы которой были страшными: в 2012 г. актриса перенесла операцию по ампутации ноги после гангрены, развившейся из небольшого пореза.
Тамару Семину зрители до сих пор называют Анфисой, хотя она сыграла десятки ролей в кино. По ее словам, она так близко к сердцу приняла трагедию своей героини, что ее слезы в фильме были настоящими, а эта история словно наложила отпечаток на ее жизнь. Тамара Семина повторила трагическую судьбу своей героини.
25 октября исполнилось 80 лет актрисе театра и кино, народной артистке РСФСР Тамаре Семиной. Прославившись после главной роли в экранизации романа Льва Толстого «Воскресение», за которую ее признали лучшей актрисой на международном кинофестивале в 1961 г., она сыграла еще много ролей в кино: «Трактир на Пятницкой», «Вечный зов», «Одиноким предоставляется общежитие» и др. Но актриса не могла предположить, что ей суждено повторить судьбу одной их своих героинь…
Тамара Бохонова родилась в 1938 г. в городке Льгов Калужской области. Ее отец погиб на войне, а после того, как ее мама в 1946 г. вышла замуж во второй раз, Тамаре досталась фамилия ее отчима, под которой она впоследствии и прославилась. После окончания 8-летней школы она устроилась на работу библиотекарем в школе рабочей молодежи и там же продолжила учебу. Ее учителем литературы был Булат Окуджава, и актриса вспоминала, что он постоянно получал выговоры от гороно за то, что вел уроки не по программе. Поначалу Тамара мечтала тоже стать учителем, но, поступив в педагогический институт, вскоре поняла, что ошиблась в своем выборе и забрала документы.
Во ВГИК ей удалось поступить с первой попытки, и еще на 1-м курсе она начала сниматься в кино. А когда она оканчивала учебу, режиссер Михаил Швейцер доверил ей роль Катюши Масловой в экранизации романа Толстого «Воскресение». На эту роль претендовали первые красавицы советского кино Татьяна Самойлова и Зинаида Кириенко, а режиссер выбрал никому не известную студентку. Ради этой роли ей пришлось набрать вес — ведь Катюша Маслова у Толстого была девушкой «аппетитной», «в теле». Кроме того, ей пришлось научиться курить — этого требовал сценарий.
Роль Катюши Масловой принесла ей не только всесоюзную популярность, но и признание за рубежом. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», Тамара Семина была названа лучшей актрисой 1961 года, а в следующем году она получила призы на двух международных кинофестивалях как лучшая актриса. Актер Василий Ливанов говорил: «Фильм целиком обязан ей этим грандиозным успехом. Это была та самая Катюша Маслова, которая шагнула со страниц романа прямо на экран».
После этого на нее посыпались новые предложения от режиссеров, правда, большинство из них она отвергла — ей предлагали однотипные роли падших женщин, а она боялась стать заложницей этого амплуа. После окончания ВГИКа она поступила в труппу Театра-студии киноактера и снялась в нескольких фильмах, самым заметным из которых была картина «Время, вперед!».
Новая волна популярности пришла к ней после выхода на экраны фильма «Вечный зов», где актриса исполнила роль Анфисы. После этой работы ее останавливали на улицах, засыпали письмами, а многие поклонники даже помещали ее фото в семейные альбомы.
Как правило, режиссеры предлагали ей драматические роли, а она мечтала попробовать себя в комедийном амплуа. Такая возможность представилась ей в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», где актриса появилась в образе гротескной героини — воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны. Позже Семина признавалась, что это одна из самых любимых ее работ.
Личная жизнь актрисы сложилась куда более драматично, чем профессиональная. Ей признавались в любви самые известные мужчины страны, высокие чиновники делали ей недвусмысленные предложения, обещая взамен роли и деньги, но она всю жизнь прожила с одним человеком — своим мужем, актером Владимиром Прокофьевым, за которого вышла замуж еще во время учебы во ВГИКе. И своей главной ролью она всегда называла роль жены. В начале 1990-х гг. у него случился инсульт, после которого он оказался прикован к постели. По прогнозам врачей, ему оставалось не больше месяца, но он прожил еще 17 лет, и все это время жена за ним ухаживала.
Актриса надолго пропала с экранов, и даже ее знакомые не знали о том, что такое решение она приняла, чтобы оставаться с мужем и заботиться о нем. Тамара Семина никогда не жаловалась на судьбу и не жалела о том, что она сложилась именно так. И если бы ей довелось пережить это снова — поступила бы так же: «Я действительно ни о чем не жалею. Я просто не разменивалась — ни в быту, ни в любви, ни в отношениях». Спустя годы актриса говорила, что повторила судьбу своей героини Анфисы из «Вечного зова»: когда ее муж вернулся с войны без ног, она стала его сиделкой.
В 2005 г. муж ушел из жизни, и с тех пор актриса оставалась одна, не представляя своей жизни с кем-то другим. Несколько лет после смерти мужа Тамара Семина не появлялась на публике и не могла преодолеть депрессию. Справиться с горем ей помогла работа.
В 2017 г. Тамара Семина отпраздновала 60-летие своей творческой деятельности. И в зрелом возрасте она остается востребованной в профессии и продолжает сниматься в фильмах и сериалах. К ней и сегодня приезжают поклонникисо всей страны, ее узнают на улицах зрители разных поколений. И неизменно благодарят за ее роли.