https://www.youtube.com/watch?v=x_JtP_RZRyw&start_radio=1&list=RDx_JtP_RZRyw , https://www.youtube.com/watch?v=vOPlV2QxcXo
Как снимали фильм «Табор уходит в небо»
Премьера этого фильма состоялась в первые дни апреля 1976 года. Яркий, красочный, с завораживающей музыкой, зажигательными песнями и чувственными танцами. «Табор уходит в небо» полюбили сразу. Девчонки мечтали быть такими же роковыми красавицами, как цыганка Рада в исполнении Светланы Тома.
Мальчишки — похожими на Лойко Зобара в исполнении Григоре Григориу: отчаянными, удалыми и благородными. А взрослые желали всепоглощающей любви, огненной страсти и опьяняющей свободы. И вот уже 35 лет зрители продолжают наслаждаться яркой историей любви, пропитанной романтичными ароматами цыганской жизни и сдобренной гениальными мелодиями Евгения Доги.
Основой сценария фильма, написанного Эмилем Лотяну, послужили ранние сочинения Максима Горького: первое опубликованное произведение писателя «Макар Чудра», увидевшее свет в 1892 году в газете «Кавказ», и другие рассказы. Исполнительница роли Рады Светлана Тома познакомилась с Эмилем Лотяну за десять лет до начала съемок «Табора…» — актриса сыграла главную роль в его фильме «Красные поляны», вышедшем на экраны в 1966 году и ставшем для актрисы дебютом в кино.
«Табор уходит в небо» — пятый по счету (после картин «Это мгновение», «Эхо горячей долины» и «Лаутары») совместный проект Томы и Лотяну. В фильмах «Красные поляны» и «Лаутары» снялся и будущий исполнитель роли Лойко Зобара — актер телетеатра «Диалог» и Кишиневского ТЮЗа Григоре Григориу.
«Табор уходит в небо» снимали в Карпатах. Стояла жуткая жара, было очень пыльно. Активное участие в работе над фильмом принимали настоящие цыгане. Они не только были консультантами, но и снимались в массовке.
А начиналось все довольно сложно. Режиссер картины Эмиль Лотяну дважды заставил пройти пробы Светлану Тома, хотя во время написания сценария он видел именно эту актрису в роли цыганки. К тому же Лотяну и Тома связывал десятилетний роман, в чем-то очень похожий на отношения Рады и Зобара.
Позднее Светлана Андреевна вспоминала, что Лотяну таким поступком хотел доказать прежде всего себе, что не ошибся с выбором актрисы. «Это была самая тяжелая роль в моей жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах, пыль, жара, цыгане вокруг…
Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять часов и работали до изнеможения… На площадке он все время кричал: „Это плохо, невозможно плохо, бездарно!“ Он делал это нарочно, это его стиль: создать на площадке максимальное напряжение, которое потом передается зрителям».
Вся съемочная группа уехала в экспедицию в Карпаты. Стояла жуткая жара, в воздухе постоянно висели клубы пыли. Но помимо изнуряющей погоды еще и режиссер установил неимоверно тяжелый график работы: вставали в пять утра и снимали до поздней ночи. Смена длилась больше 14 часов. При этом Эмиль Владимирович держал всех на постоянном взводе, в каждой, даже небольшой проблеме видел форс-мажорную ситуацию, чуть что — кричал.
И хотя Тома вместе с Лотяну уже сделала несколько картин, она никак не могла привыкнуть к его одёргиваниям и срывам: «Это бездарно! Невозможно плохо! Идиотка!» Но в таком стиле молдавский режиссер работал всегда. Он считал, что так актерский нерв передается и в кадр.
Финальная сцена с убийством добавила немало седых волос исполнителю главной роли Зобара Григоре Григориу. Актера предупредили, что у его партнерши Светланы Тома под блузкой будет специальная пластина, в которую и нужно целиться ножом. Но Григоре не сказали, что защитная пластина мягкая. Поэтому, когда во время съемки его нож легко вошел в грудь Светланы, он подумал, что убил ее по-настоящему.
Эту работу Тома называет самой тяжелой в своей жизни. Во время съемок «Табора» Светлана Андреевна, не выдержав нервного перенапряжения, сорвалась и сбежала в Москву. Актриса была уверена, что вспыльчивый Лотяну тут же снимет ее с роли. Но вернувшись через 10 дней, она с удивлением обнаружила, что все ждали ее возвращения. Разразился жуткий скандал, после которого режиссер до конца съемок общался с артисткой только через третьих лиц. Впрочем, этот побег немного смягчил Эмиля Владимировича, он стал терпимее.
После выхода на экраны картины «Табор уходит в небо» Григоре Григориу и Светлана Тома проснулись знаменитыми. Режиссеру Эмилю Лотяну не раз говорили «спасибо» за создание такого яркого и точного актерского дуэта.
Но вскоре Светлану Тома и ее партнера, исполнителя роли Зобара Григоре Григориу, ждало новое испытание. Снимали одну из самых сильных сцен фильма: танец двух героев в таборе, в поле. Актерам предстояло не только красиво двигаться, но и пластически передать зарождающуюся страсть, любовный диалог и соперничество двух сильных личностей.
А это оказалось не так-то просто. Тома была в сапожках на каблучках и постоянно цеплялась за землю, из-за чего танец получался неровным. После нескольких попыток Лотяну приказал выровнять участок земли и положить на него кусок жести, а Светлане и Григоре снять обувь. Танец превратился в средневековую пытку.
Яркое солнце быстро раскалило жесть, на которой невозможно было стоять. Сняли несколько дублей, но режиссеру не нравилось. Тогда он сам, сняв носки, побежал показывать танец, но тут же соскочил с обжигающего железного листа. Со злостью он закричал, чтобы актерам принесли носки. Но так получалось еще хуже, так как в носках ноги сильно сколь-зили. В результате после долгих мучений Тома и Григориу танцевали на раскаленной жести босиком.
Помимо съемок Лотяну вместе с Евгением Догой проделали глобальную подготовительную работу. Они объездили огромное количество таборов, слушая старинные песни и собирая живую историю этого народа. А свои впечатления режиссер и композитор талантливо передали в кадре и музыке.
«"Табор уходит в небо» — музыкальная фреска Евгения Доги", — делился своими мыслями по поводу творчества своего друга Эмиль Лотяну. — «Евгений Дога обладает драгоценнейшей из тайн — рождением мелодии. Сверкающая нить звука, приносящая негу и весенний хмель, умножена мастерской полифонической палитрой. Миг звука вмещает в себе мир звуков.
Миг звука подобен следу молнии, уходящему за пределы зримого мира. Если ты способен ощутить эту истину, то она становится впоследствии твоим воздухом. Десятки и сотни встреч, десятки и сотни прослушиваний. Подобно археологам, мы собирали осколки прекрасной древней амфоры цыганского фольклора.
Под пластами пресловутой, лихой „цыганщины“, под спудом наносных чужеродных элементов находили эти драгоценные крупицы на Волге и Тиссе, у подножья Карпат и молдавского плоскогорья, в Сибири и на Кавказе. Нам посчастливилось встретиться с теми, кто бережно хранит в своем сердце старинные песни — живую историю цыганского народа».
Сцена купания, в которой у цыганки Рады обнажается грудь, вызвала самую большую бурю эмоций. На Западе были поражены смелостью советской актрисы и тут же присудили ей титул секс-символа. Среди цыган Светлану Тома осудили, считая, что настоящая цыганка никогда так не поступит.
После выхода фильма на экраны «Табор уходит в небо» мгновенно стал лидером проката. Его закупили 112 стран, и этот рекорд не побит до сих пор. Частенько в кинотеатры приходили целые таборы. По воспоминаниям Светланы Тома, однажды она пришла на встречу со зрителями, а там — одни цыгане.
Они составили все стулья вдоль стеночек и расположились на полу с детьми, едой и своими пожитками. Нередко во время сеанса присутствующие в зале цыгане вскакивали со своих мест и начинали танцевать вместе с экранными героями. Создателям картины приходили мешки писем, сувениры и подарки. И до сих пор этот фильм не оставляет никого равнодушным. Особенно весной, когда яркие краски бушуют не только за окном, но и в душе.
Интересные факты о фильме «Табор уходит в небо»
— После выхода фильма «Табор уходит в небо» Светлана Тома и Григоре Григориу снялись еще в трех лентах Лотяну — «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова» и «Лучафэрул».
— В титрах фильма имя главной героини написано с одной буквой «Д» — «Рада», тогда как в рассказе Горького возлюбленную Лойко Зобара зовут «Радда» — с двумя «Д».
— Лотяну с самого начала собирался снять Тому в роли Рады, но, несмотря на это, актрисе пришлось не только пройти кастинг наравне с другими претендентками, но и дважды участвовать в пробах.
— Светлана Тома после окончания съемок выкупила у студии костюм и украшения своей героини — монисто, цветастые цыганские юбки и старинную шелковую шаль, расшитую вручную. В семье актрисы эти предметы хранятся как реликвии.
— Светлана Тома рассказывала, что однажды в Харькове с не произошел курьезный случай: «Директор кинотеатра, где нон-стопом целый день шел фильм, попросил меня выйти к зрителям и провести творческую встречу. Цыгане кинотеатр этот купили с потрохами, попросили убрать кресла, сидели прямо на полу, чуть не жили там: с детьми, с едой — уходили, приходили. Ну и я вышла к ним. С хвостиком, в очках — я близорукая. Ну что сказать — они были в шоке. Так и не поверили, что я — та самая Рада. Мне пришлось уйти со сцены — они кричали, они возмущались так, они вызвали директора, они грозили, что подадут на него в суд…»
Разместить заметку:
Не обессудьте, люди, но очень я люблю цыганское...< особенно песни... (И)