У меня есть хороший друг, глубокий, сопереживающий жизни человек, больше всего довольный тогда, когда удалось порадовать других. Кроме того сильный, волевой, достигший немалых высот в карьере. К большому сожалению, я частенько обнаруживаю его в грусти, неудовлетворенности. Я задумался — почему?
Итак. Размеренная и неторопливая жизнь, которую вели наши предки до индустриальной революции, канула в прошлое. От уверенности в том, что в результате своего труда на благо государства человек гарантированно получит обеспечение минимальных материальных потребностей, присущей гражданам СССР, так же не осталось следа.
Государство больше не гарантирует жилье, качественное образование, медицину, место в детских садах и т. д. в обмен на труд. Только в обмен на деньги, на которые мы меняем свой труд. А зачастую, получаемых денег не достаточно для реализации этих самых минимальных материальных потребностей.
Для того чтобы получить своё жилье, людям приходится брать ипотеку, что равносильно добровольной передаче себя в долговое рабство. Даже крепостной крестьянин мог позволить себе выстроить избу для себя и своей семьи, и не оставался после этого до смерти должным барину.
Альтернативные ипотеке пути приобретения жилья либо идеалистичны и сомнительны (дом из паллет, переезд в глухую деревню на натуральное хозяйство и т. д.), либо доступны крайне ограниченной части общества. Долговое рабство является единственным доступным большинству граждан России, да и других стран, способом приобретения жилья.
Таким образом, внешне свободные люди не способны обеспечить себе базовую потребность в жилище, не утрачивая свободы. Вынуждены отдавать свою свободу ростовщикам.
Одновременно с этим информационный фон, в котором мы живём, пестует в каждом стремление к «статусной жизни» и выстраивает в головах иерархию статусов. Притом каждый новый уровень в иерархии определяется наличием того или иного имущества и только. Из-за этого, удовлетворив свои базовые материальные потребности (жилье, пища, одежда, доступ к медицине и образованию и т. д.), часто заплатив за них своей свободой, человек всё равно остаётся неудовлетворённым. Вместо того, чтобы в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, перейти к удовлетворению духовных и познавательных потребностей, он начинает стремиться к занятию новой ступени в иерархии социальных статусов. То есть к приобретению более дорогого и эффектного имущества, владение которым сразу же определит его место в иерархии. Ну как тут не вспомнить малиновые штаны из мультфильма Ку-кин-дза-дза?
Система разноцветных штанов предполагает, что человек, карабкающийся по «статусной лестнице» приобретательства остается рабом в не зависимости от занятой ступени. Это так, потому что приобрести всё невозможно, также как и встать над всеми.
Вся энергия такого человека уходит сначала на приобретение необходимого материального набора, а потом и на приобретение не обязательного для счастливой жизни, статусного набора. На духовный поиск в познании энергии не остаётся. Человек не имеет возможности состояться как человек. Получается замкнутый круг, ловушка для душ в мировом масштабе.
Вместе с тем, стремление к знанию, духовному развитию свойственно каждому человеку с рождения. Притом потолка этого развития не существует, и если оно останавливается в человеческом существе, то не по вине устройства человека как такового, а по причине внешних факторов, противодействующих его развитию. Сильные люди встраиваются в данную систему также как и слабые.
Остановка духовного развития противоестественна для человека и порождает внутренний конфликт. Он может быть осознанным или не осознанным, но является неизбежным для попавших в ловушку людей. Тоска и неудовлетворённость — его симптомы.
Радость от материальных приобретений быстро меркнет и оборачивается, как у наркоманов, ломкой, снять которую может только новое приобретение.
Многие скажут, что каждый сам для себя решает, к чему стремиться после удовлетворения базовых материальных потребностей. Но достаточно прислушаться к телевизору, радио и другим средствам передачи информации, чтобы убедиться в колоссальном давлении на психику всякого человека со стороны адептов «социальной иерархии». Потребности можно навязать, что мы и видим. Стремление к развитию подменяется стремлением к занятию всё новой и новой ступеньки статусной лестницы. Лестница агрессивно культивируется в умах людей.
Всюду мы можем услышать об удовольствии приобретения, однако об удовольствии познания не услышишь. Изучение живописи, архитектуры, музыки для подавляющего большинства населения является прерогативой неизвестных чудаков. Богач, добившийся своего статуса хитростью, коммерческой смекалкой, жесткостью и изворотливостью, в сознании людей, стоит выше учёного, так как может позволить себе большее потребление.
Таким образом, ушлость, изворотливость, жесткость к людям — качества, свойственные акулам бизнеса, ставятся выше порядочности, сострадания, воспитанности — качеств, необязательных для достижения права носить малиновые штаны.
Поскольку и стоящие в статусной иерархии высоко всё равно не счастливы, мы можем говорить, что в данной системе движемся к всё большему личному и общему несчастью.
С каждым годом в стране увеличивается число людей понимающих и разделяющих вышеизложенное. Однако им угрожает опасность душевно погибнуть на фронте борьбы за кусок хлеба, увязнуть там. Разделение общества на псевдо-удачников и неудачников продолжается.
Но вернемся к базовым потребностям человека.
Можно сколько угодно пропагандировать духовные и нравственные ценности, наслаждение познанием и так далее, однако без удовлетворения базовых материальных потребностей человека всё это пройдет мимо ушей и не тронет души. До тех пор, пока большая часть населения нашей страны вынужденно пашет на то, чтобы обеспечить себе хотя бы жилье, все разговоры о совершенствовании себя и окружающего мира не возымеют должного эффекта. Экономика, сосущая из простых тружеников все соки, не позволяет трансформировать общество.
Поэтому научить людей удовлетворять свои базовые материальные потребности, массово дать им средство к их удовлетворению не менее важно, чем пропагандировать истинные ценности. Одно без другого не даст результат.
Закончу словами Ивана Антоновича Ефремова из его книги «Час быка»:
«Она руководила небывалой экспедицией в чудовищно отдалённый мир, похожий на земной периода ЭРМ (Эра Разобщенного Мира) — олигархический, государственный капитализм, каким-то способом остановленный в считавшемся неотвратимым историческом общественном развитии. Если это так, то там встретится опасное, отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебания приносится в жертву чему угодно — государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу «.
Я верю в построение в будущем справедливого, без эксплуатируемых классов, общества и вижу его основание не только в нравственном и созидательном воспитании членов этого общества, но и в крепкой экономике, гарантирующей каждому трудящемуся удовлетворение базовых материальных потребностей человека.