Вертолётный «полк» Миля
Он создал самый массовый в мире вертолет Ми-8 и самый тяжелый Ми-12. Единственный из советских конструкторов пообещал Сталину за год сконструировать вертолет, который мог бы стать конкурентом американского «Sikorsky». Сегодня разработки Михаила Миля составляют более 90% вертолетного парка России.
Как ученый чуть не попрощался с жизнью из-за неудачного эксперимента, почему его отчислили из института за «мягкие стулья» и какое деликатное дело поручил ему Хрущев?
«Зачем нам эта муха?»
До середины прошлого столетия многие в СССР не видели перспектив использования вертолетов на войне. На предложение создать советский боевой вертолет министр обороны Родион Малиновский ответил: «Зачем нам эта муха? Я палкой её сбить смогу!». Однако разработки Михаила Миля заставили советское руководство изменить свое мнение. На Ми-1 установлено 27 мировых рекордов, на Ми-4 — 8 мировых рекордов. Ми-6 стал первым вертолетом, оснащенным газотурбинными двигателями. Последняя модель, поднявшаяся в воздух при жизни Миля, — Ми-24 — выпускается до сих пор. Ее модификации называют самыми воюющими вертолетами мира.
В США Миль встретился с ведущими авиаконструкторами
Но обо всем по порядку. В 1925 году 17-летний сибиряк Михаил Миль поступает в Сибирский технологический институт. Он сразу обращает на себя внимание сокурсников горячим интересом к новой и малопонятной большинству отрасли — авиации. Талантливого студента выделяют преподаватели. Но доучиться в этом институте ему не удалось. Однокурсник пожаловался на то, что дома у Миля мягкие стулья, а значит — буржуазная обстановка. Через год после отчисления Михаил поступает в Донской политехнический институт. Позже молодой перспективный инженер становится сотрудником Центрального аэрогидродинамического института, опытно-конструкторского бюро по винтокрылым аппаратам. Эту работу ему помог получить земляк Николай Камов, по стечению обстоятельств также занимавшийся винтокрылой техникой. Зарплата у перспективного специалиста была очень скромной, поэтому он подрабатывал преподавателем немецкого. Первое испытание геликоптера по проекту Миля превосходит все ожидания. Аппарат поднимается в небо на высоту 600 метров.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ эвакуируют за Урал. Поступает приказ руководства: все документы по винтокрылым машинам сжечь. Иными словами, уничтожить весь многолетний труд геликоптерного отдела. Авиаконструктор нарушает этот приказ, сохранив чертежи. Уже в Билимбае, небольшом поселке за Уралом, где трудятся ведущие конструкторы, Миль узнает, что принято решение о сворачивании работ по созданию автожиров. Именно этим направлением занимался ученый. В качестве причины указывалось то, что машины плохо показали себя в бою: слишком шумные и неповоротливые.
Эксперимент не для слабонервных
Миль требует отправить его на фронт. Но для инженера винтокрылых машин работы на фронте нет. Тогда Михаил Леонтьевич начинает разрабатывать ружье, стреляющее реактивными снарядами. В момент выстрела сноп огня опаляет лицо стрелявшему. Присутствовавший на испытании нарком вооружения Дмитрий Устинов заинтересовался Милем. Он распоряжается направить инженера на аэродром с целью модернизации рулевого механизма Ил-2 и Ил-4. Проблема состояла в следующем: самолеты, сбросив бомбы, пикировали вниз, у пилота не хватало сил вывести машину из штопора. Авиация несла огромные потери. Миль несколько месяцев работает над механизмом. В итоге изобретает пружинный доводчик, позволяющий легко управлять штурвалом самолета. В день испытаний никто из пилотов не хотел лететь на экспериментальной машине — за Милем закрепилась слава «невезучего». Во время испытаний самолет вышел из штопора. Миль был награжден за разработку компенсатора рулевой тяги.
Вернувшись из эвакуации, Михаил Миль с женой и двумя детьми размещается в крошечном помещении заводской кассы. Он направляет Сталину письмо, в котором просит возобновить разработки винтокрылых машин. Ответа не поступает.
Под личным контролем Берии
Михаилу предлагают хорошую должность в «шараге» Туполева, но заниматься нужно самолётами. То есть о мечте — вертолётах — Милю пришлось бы забыть. Конструктор уже отчаивался получить ответ от советского руководства, и тут — вызов в Кремль. Ученый испытывал сложности и был так плохо одет, что подходящую для совещания в Кремле обувь ему дали коллеги. На совещании 23 сентября 1951 года у Сталина присутствовали авиаконструкторы Николай Камов, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин. Знаменитые ученые недоумевают: почему приглашен Миль? Лаврентий Берия ставит задачу: разработать военно-транспортный вертолет, способный брать на борт до 10 человек — аналог американского вертолета «Sikorsky S-55». Эту задачу предполагается выполнить всего за 1 год — ничтожно малый срок. Все отказываются. Миль заявляет, что разработает подобную машину. Начинается один из наиболее сложных периодов в жизни ученого. Он вынужден ночевать на работе, разрабатывая военно-транспортный вертолёт по заказу Сталина. Штат сотрудников КБ растёт. В результате вертолет получился по летно-техническим характеристикам лучше американского «Sikorsky S-55». Машина отправлена в серийное производство. Ей присвоено имя «Ми-4».
Ученый несколько раз писал Сталину и был приглашен в Кремль
В 50-х Миля пытались отстранить от работы. Его обвиняли в многократной переделке машин и неуважительном отношении к труду рабочих. Однако коллектив, сплотившись, отстоял своего руководителя.
В 1959 году Хрущев отправляется с визитом в США. Президент Эйзенхауэр приглашает Хрущева в гости. Вашингтон облетают на вертолете. Хрущев поражён «Sikorsky S-58» и новостью, что вертолёты — любимое средство передвижения Эйзенхауэра. Американский президент даже проводит здесь совещания. Хрущев спрашивает: могут ли США продать несколько подобных вертолетов СССР? Эйзенхауэр соглашается, и Милю сообщают о предстоящей командировке.
Спустя две недели советского конструктора привозят на завод Sikorsky Aircraft, где рассказывают об устройстве S-58 и его эксплуатации. Миль интересуется возможностью встретиться с Игорем Ивановичем Сикорским — живой легендой мировой авиации. Американцы обещают организовать встречу, но в последний момент Сикорский отказывается, сославшись на нездоровье. Однако Милю все же удается встретиться с конструкторами, составившими славу американского вертолетостроения — Дугласом и Хиллером. После возвращения из США Миль в своем КБ пытается разработать вертолет с турбореактивными двигателями на концах двух лопастей. Но идея оказалась нереализуемой, и Миль откладывает проект.
На вертолете новой конструкции МИ-6 впервые в мире была применена спарка турбовинтовых двигателей, которые установили перед фюзеляжем. Впоследствии это техническое решение стало классическим, его применяли многие конструкторы за рубежом.
В 1956-м прошли успешные испытания Ми-6. Первые серийные машины появились в 1959 году. Вертолет произвел фурор на международном авиасалоне Ле-Бурже — одном из главных событий в мире авиации.
В 1960 году под руководством Миля проектируется вертолет для перевозки крупногабаритных грузов (до 12 тонн) — МИ-10. После испытаний Миль начинает усовершенствование МИ-10. Укорачивает шасси, чтобы можно было использовать вертолет при монтажно-строительных работах (Модель МИ-10К). Кроме того, для этой модели проектируется дополнительная кабина под фюзеляжем.
Ми-6 произвел фурор на международном авиасалоне Ле-Бурже
Позже, во время осмотра авиационной техники руководством страны, Миль заводит с Брежневым разговор о необходимости создания ударного боевого вертолета, аналогичного американскому «Ирокезу», который он видел на ависалоне в Ле-Бурже. При обсуждении с коллективом КБ было решено строить Ми-24 на базе Ми-8, использовать тот же двигатель и узлы, что облегчит ремонт, а запчасти сделает взаимозаменяемыми.
В общей сложности с конца 50-х годов Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля произвел более 30000 единиц вертолетной техники. Ми-10К использовался при ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Михаил Леонтьевич скончался 31 января 1970 года в Москве.