Современная киноиндустрия, создающая исторические фильмы, совершенно лишилась хоть какого-либо рассудка. Особенно, если спонсорство идёт из США или Великобритании. Давно уже известно, что в США история для масс выдаётся пипеткой по каплям, узконаправленно, — каждая капля на вес золота, — и находится практически в плачевном зародышевом состоянии. В Великобритании, кажется, дело тоже обстоит не лучшим образом. Практикуется это уже лет двадцать пять. Не знаю, может быть всё началось и раньше. Наши телеэкраны впервые познакомились с данным явлением лет десять назад при трансляции знаменитых сериалов о Робине Гуде и короле Артуре. Я, например. так и не поняла, откуда в островном государстве пятого века взялись негры? Одна из них была даже близка к самим королю Артуру и Мерлину. Не иначе последний своим волшебством её из дикого африканского племени перенёс.
То же самое касается второго сериала. Неграм больше делать нечего было, как пересечь полмира по океану, чтобы прийти на помощь английским беднякам. Невероятная сознательность и благородство. Что им там какие-то кокосы с бананами. Туманный Альбион! Вот, что не давало им покоя по ночам и тревожило разум.
Вчера муж позвал посмотреть на ночь исторический фильм о Древней Греции. Производство США. Когда мы увидели, что главный бог Олимпа Зевс… — негр… просто отключили видео. И долго смотрели в потолок, переваривая увиденное.
— Охренеть, — только и сказал мой благоверный.
Где-то примерно год тому назад мой друг спросил у меня:
— Ты знаешь, кто такой Гай Ричи?
Друг мой — любитель поумничать и выставить других в неприглядном свете лохов-неудачников. Зная об этой особенности его характера, я пренебрежительно и уверенно ответила:
— Конечно знаю!
И тут же загуглилась. Не то, чтобы это имя мне совсем уж было незнакомо — где-то на задворках памяти что-то всплывало, но должным образом в значимую величину не оформлялось. И даже не обрисовывалось.
— И что же он снял? — снова послышался недоверчивый вопрос. Мой друг даже не понял как спалился, но таки пытался меня подловить.
Гугл наше всё, и я бодро ответила:
— «Карты, деньги, два ствола».
— Ты загуглилась, — не сдавался друг.
— Я работаю, — возразила я. — Не мешай.
— А что он ещё снял?
— Это важно?
— Нуууууууу…
Друг мой секреты и тайны хранить не умеет. Если какая-то информация гнетёт его, он обязательно должен её кому-нибудь выложить. В этот раз попалась под руку я.
— Все фильмы Ричи идут на ура. Имеют сногсшибательный успех, — выдал он мне.
— Иииииииии…
Помню, от фильма «Карты, деньги, два ствола» я не была в великом восторге.
— Он снял новый фильм.
— Я рада за него.
— «Меч короля Артура».
Вот тут я заинтересовалась. История — моё хобби, моё слабое место, моя Ахиллесова пята, моя душа, если хотите. А начало средневековья, Британия, рыцари Круглого стола, Экскалибур, волшебник Мерлин, король Артур — всё это стоит в резной шкатулке на отдельной полочке моего сердца.
— Уже можно смотреть по инету?
— Недели через две можно будет.
Наконец, я посмотрела данный шедевр.
Начало было многообещающим. Всё предсказывало неповторимый вкус древней легенды, рассмотренной ещё с одного ракурса. Я в благоговении замерла перед монитором…
Дальнейшие события происходящего на экране заставили мои брови подняться вверх до границы волос. Глазам, наверное, позавидовали бы блюдца. Мозг впал в ступор. Я даже с подозрением осмотрела место вокруг себя — не обкурилась ли чего непотребного или не выпила? Никак не могла сообразить, что же я смотрю. Это было всё что угодно — сиквелл, блокбастер, экранизированный комикс, боевик, навороченное фэнтези, криминальная комедия, — но только не легенда с реальными историческими личностями создателей будущей Великой Британии. Думаю, настоящий король Артур тысячу раз в гробу перевернулся. Я бы на его месте, согласно древнему преданию, специально воскресла, чтобы разобраться с шутником Ричи по поводу королевской личности, и накостыляла по шее эфесом того самого Экскалибура, которым так апофеозно разбрасывался актёр согласно сценария.
Ффуууууууууууххххххх… Сказать, что я была разочарована, это не сказать ничего. Люди, ожидавшие прикосновения к чарующей древности, героической, мистической, магической, жестоко обманулись в своих ожиданиях. Если режиссёр хотел создать просто зрелищную картину, не надо было брать точкой опоры имя самого почитаемого англичанами человека короля Артура. Это же надо было умудриться так подмять под себя историю и выпустить изжёванно-покалеченное собственное восприятие былого!
Начнём с того, что наш будущий король больше похож на дворового хулигана. Все его друзья, будущие рыцари Круглого Стола, обычные гопники. Почему-то прошла параллель с нашей «Бригадой». Там стрелялки, разборки драки, здесь разборки, мечи и драки. Прям разбойничья вольница Робин Гуда. Здесь же проститутки -ангелы, и школа для будущего короля — улица, побоища и разврат. Все основные линии всех киносюжетов самого Ричи. И хоть твердят об Артуре, что он умён, ни капли такому утверждению не веришь. Почему? Да хотя бы потому, что древними артефактами не разбрасываются. Наш же герой зашвырнул Экскалибур, меч, имеющий имя и душу, вообще непонятно куда. Главному герою из пяти баллов поставила бы кол. Ну да, тело атлетическое, с кубиками пресса. Обычно такие бросаются в глаза. Но Боже мой! Мы же смотрим на будущего короля, а носители просто мышц не становятся как один королями. Где присутствие интеллекта на лице? Где те неотъемлемые черты, что выделяют человека среди других и указывают на лидерство? Таких нет. Всё лидерство притянуто за уши. Герой слишком обычен, с дурью современного нарушителя закона в голове. Голос никуда не годится. Дааааа… не повезло парню. Услышав голос, я заплакала от досады. Он мне напомнил мартовские кошачьи концерты на крыше. Образ короля безоговорочно был разрушен полностью и навсегда. Ну, и без негров мы, конечно, никуда…
А как же легендарный волшебник? Спросите вы. А вы здесь не увидите главного наставника будущего короля Мерлина. Тлеет надежда, что Ричи просто побоялся тревожить имя великого колдуна. Мало ли, вдруг обидится. Я бы обиделась. Факт. Зато есть уничтожаемая кагорта магов и интересная магичка, девица с горящим взглядом, чуть ли не единственная стоящая находка в этом злополучном кинофильме.
Ещё одной находкой является дядя Артура, убийца его отца. Колоритно сыграл. И даже очень. Он был настоящим воплощением древнего фэнтези, в которое нагло вторгался современный доморощенный псевдокороль. Настолько виден был этот разрыв.
К плюсам надо прибавить замечательный саундтрек. Ну, в этом англичане спецы. Этот вид искусства им удаётся всегда, если захотят по-настоящему.
Подводя итоги, можно сказать, что данный фильм содержит в себе все разновидности идиотизма и маразма, абсолютное неуважение к легендам и духовному наследию британцев, и делает ставку прежде всего на зрелищность и ограниченность молодёжи в вопросах знания исторических событий Великобритании.
Возможно кому-то по душе работы Гая Ричи. Любите, цените, смотрите. А я пас. Не люблю историческую пошлость. ИМХО.
И в заключение. Наши кинорежиссёры начинают постепенно перенимать заокеанское безумие. Особенно, если фильмы для российского зрителя сняты на киностудиях США. Не так давно нашла фильм «Ярослав. Тысячу лет назад»… Вообще не знаю, для кого он был создан. Лично я считаю, что этот фильм — надругательство над нашей настоящей историей. Было чувство стыда, было жутко неприятно и мерзко. Теперь я точно знаю, КАК переписывается история народов… Да и многие комментарии наших соотечественников под фильмом говорят сами за себя.
Зато я теперь знаю имя режиссёра, снявшего это безобразие, и никогда не пойду смотреть что-то ещё, вышедшее из-под его руки.