Место для рекламы

Стихотворение-экскурсия, которое художник Федотов написал к своей картине «Сватовство майора»

Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» сейчас находится в Третьяковской галерее. У нее нет недостатка во внимании и зрителях. Тем интереснее экскурсия, которую проводит сам художник в стихотворении собственного сочинения «Рацея». Оно было написано специально для рассказа о картине и прочитано в 1849 году на выставке Академии художеств.

«Вот извольте посмотреть!»

Рацея, то есть назидание, нравоучение, касается того, что происходит на полотне. Перед зрителем разыгран целый спектакль — со множеством действующих лиц, с недосказанностью или, наоборот, излишней вычурностью, с иронией, которую вложил в произведение автор — не просто живописец, но еще и драматург.

«Честные господа, пожалуйте сюда!
Милости просим, денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри».

Сюжет разворачивается вокруг купеческой невесты и бравого майора, пожаловавшего свататься. Федотов, как мастер критического реализма, не мог обойти вниманием обычай договорного брака, где у каждой из сторон прослеживался материальный интерес.

«Экскурсию» Федотов начинает с рассказа о доме, в котором происходит действие: «вот купецкий дом, — всего вдоволь в нем, только толку нет ни в чем». Купец, заработавший большое состояние, недоволен своим социальным статусом и собирается улучшить его, выдав дочку за обнищавшего дворянина, а то «своя борода — мне лихая беда. На улице всякий толкает».

Купец, несмотря на притязания, не вполне готов к новой роли, и потому выглядит смешно:
«Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит, застегнуться спешит:
Нараспашку принять — неучтиво».

Мать невесты, выторговав для дочки «хоть майора», тоже не в своей тарелке:
«Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному — в сизом платочке.
Остальной же наряд у француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки».

Дочка, одетая во все французское, к вниманию и общению не привыкла, «наша невеста не найдет сдуру места», а потому в смущении пытается убежать, «а умная мать за платье ее хвать!».
В соседней горнице жених, и о нем у Федотова тоже яркая характеристика:

«Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус:
„Я, дескать, до денежек доберусь!“»

Совершающаяся на глазах зрителя сделка, которая не имеет ничего общего с любовью и вообще какими бы то ни было возвышенными чувствами, а касается лишь обмена статуса на материальные блага и наоборот, высмеивается Федотовым как неприглядное явление времени.

Картина дополнена персонажами, которые прибавляют сцене достоверности, завершенности. Это, в первую очередь, сваха — непременный участник «взаимовыгодных» браков.

«Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха, бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом».

Отдельно Федотов обращает внимание зрителей на обстановку дома. Это накрытый к приходу жениха стол, картины, развешанные по стенам, на одной из которых — «батюшка Кутузов, что первый открыл пятки у французов», а «на средине висит высокопреосвященный митрополит».

И в конце своего рассказа художник указывает на персонаж, который приковывает внимание не меньше, чем жених и невеста — кошку, которая «рыльце умывает». Как и положено в рацее, не обходится без напутствия —

«У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться».

Картина «Сватовство майора» имела огромный успех, Академия художеств присвоила за нее Федотову звание академика. А «экскурсия» завершается так:

«А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, — святые образа…
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться…»

Опубликовал    16 авг 2018
0 комментариев

Похожие цитаты

Художник не расстраивается, когда его картина маляру не нравится.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  30 июн 2014

Не надо быть художником, чтоб нарисоваться.

© AleksTulbu 7256
Опубликовал  пиктограмма мужчиныAleksTulbu  27 фев 2017

Художник (поэт, писатель, музыкант) должен быть не удовлетворён, хоть в малой мере, результатами своего труда, поскольку всегда можно сделать что-то лучше, более проникнуться в глубь и сущность того материала, с которым работал, и яснее выразить свои чувства и мысли. Даже если, художник, как высший судия своего творения, сочтёт свою работу полностью законченной, он не должен почивать на лаврах, - его судьба идти дальше, а сделанное рассматривать как некие ступени своего развития по пути к совершенству, у которого нет ни начала, ни конца.

© AleksTulbu 7256
Опубликовал  пиктограмма мужчиныAleksTulbu  17 фев 2018