XVII век — в отношении искусства «не совсем XVII век», то есть границы простираются и к эпохе Ренессанса, что было раньше, и заходят в XVIII столетие. Это вопросы стиля и мировоззрения. И в эпоху «барокко» всех не запишешь. А Баха вообще никуда не запишешь, он сам по себе — отдельная необъяснимая эпоха.
Можно говорить о том, что уже полностью сформировались и сосуществовали разные «виды» музыки. Можно сказать, что XVII век — первая вершина светской музыки, это ее первый, по-настоящему крупный расцвет.
Появлялись новые жанры. Страшное для кого-то сейчас слово «опера» — этот кто-то, возможно, и скривится. Но я уже как-то приводила некорректную аналогию с кинематографом. Может быть, сравнение и некорректное, но опера в то время стала столь же важным делом, как и кинематограф в XX уже веке. Представьте себе на минуточку, что лет этак через 300 кто-нибудь где-нибудь (на ШколеЖизни.ру?) напишет: подумаешь, были когда-то художественные фильмы, ну что в них интересного? И как ответить? Что много чего было интересного?
Опера стала самым что ни на есть огромным светским прорывом в общество. Но, оторвавшись от церкви (где музыка также продолжала существовать), светской музыке нужно было находить новую духовность, новый смысл — и отсюда виток интереса к наследию античности. Отсюда бесконечные античные сюжеты.
Опера возникла в Италии и торжественно прошлась по всем странам Западной Европы. С одной стороны — развлечение (все-таки «музыкальный театр), с другой — крупный жанр обязан нести в себе некие важные для общества идеи. То же самое случилось в литературе — развивались «крупные жанры»: роман, драматургические произведения (пьесы для театра).
Развивалась и инструментальная музыка — вне вокала, вне слов, то есть музыка уже была способна объяснить и рассказать своими собственными средствами. И это тоже — признак светскости искусства.
На переломе двух эпох (Возрождение и барокко) стоят два имени: Монтеверди и Фрескобальди. Оба — итальянцы, один известен своими операми (две их них — до сих пор в репертуаре оперных театров), второй более известен своими произведениями для органа и клавесина. О семье Скарлатти (Доминико и Алессандро) уже рассказано. Во Франции — «оперный» Люлли и знаменитые на весь мир клавесинисты.
И прежде чем перейти к Баху, нужно хотя бы немножко рассказать о наиболее значительных фигурах музыкального барокко.
Иоганн Пахельбель
Что общего между песней Биттлз и немецким органистом эпохи барокко?
В Германии было множество музыкантов, назовем пока Иоганна Пахельбеля. Фамилия, возможно, мало кому знакомая, зато его Канон мог слышать каждый. Мне нравится количество прослушиваний этой музыки на сервисе Youtube — 12 миллионов человек! Немногие из «поп-звезд» смогут похвастать таким вниманием.
Итак, Иоганн Пахельбель. Он родился 1 сентября (крещение) 1653 года в Нюрнберге, в семье виноторговца, умер 8 марта 1706 года. Один из наиболее значительных композиторов эпохи барокко известен своими многочисленными произведениями церковной и светской музыки.
Пахельбель с детства занимался музыкой, посещал Университет, протестантскую гимназию. Работал придворным и городским органистом. Был очень хорошо знаком с семьей Иоганна Себастьяна Баха — дружил с отцом и учил старшего брата будущего гениального композитора. Многие произведения Пахельбеля сохранились, но главным оказался Канон.
Канон — это название произведения определенной полифонической формы. Такая форма, при которой раз за разом вступают разные голоса с одной темой, но разницей во времени. При этом бас остается неизменным. Звучит, возможно, непонятно, однако это не помешало торжественному воцарению этого канона в поп-культуре через несколько столетий. Сначала забыт, потом вознесен на пьедестал: так часто случается. Когда был написан этот канон Ре мажор — в деталях неизвестно, опубликован он был в 1919 году, после этого начался его триумф.
Сейчас его где только не играют — от свадебных торжеств до записей разнообразных поп- и рок-обработок. Целиком канон слышно, например, в песне Go West американской группы Village People, озвученной британской поп-группой «Pet shop boys». Многие слышали эту песню по телевидению, удивительным образом все при этом слышали, правда, Советский гимн (то есть — и наш сегодняшний). Одним словом, и в музыке случаются казусы. И я не виновата, что этот казус случился, поэтому претензии не ко мне. И Пахельбель определенно не виноват в том, что произошло.
Аккордовая последовательность канона просто обошла вес мир. Мы ее слышим, например, в проигрыше песни Биттлз «In My Life». Таким образом, сложное (или непростое) произведение мастера немецкой барочной музыки вдруг приобрело небывалую популярность уже в наше время. Играют на всех инструментах, подвергают всевозможным обработкам. Канон Иоганна Пахельбеля не покидает современную городскую европейскую музыкальную жизнь.
Не менее интересная история случилась с другим малоизвестным композитором эпохи барокко, на сей раз французом.
Марен Маре и семья Депардье
Марен Маре (родился 31 мая 1656 года — умер 15 августа 1728 года) — современник Пахельбеля, композитор и исполнитель на виоле-да-гамба. (Виола-да-гамба — старинный инструмент, близок виолончели).
О жизни Маре Марена мало известно: в детстве пел в хоре мальчиков, затем учился игре на виоле да гамба, затем сочинял. Служил при королевском дворце в Версале.
И вдруг — через несколько столетий случилось неожиданное. Сначала зазвучала его музыка, это была пьеса «Колокола святой Женевьевы в Париже». Пьеса стала музыкальным сопровождением в фильме кинофильма нашего бывшего соотечественника Славы Цукермана «Жидкое небо» (США, 1983 год. В советском прокате — «Расплата за разврат»). А через несколько лет вышел кинофильм уже во Франции (1991 год). Он назывался «Все утра мира», создан был по одноименному историческому роману Паскаля Киньяра. И это был фильм, целиком посвященный Марену Маре, его жизни и творчеству.
Роль пожилого композитора исполнил всем известный Жерар Депардье, роль молодого — его сын, Гийом Депардье. Этот фильм называют одним из лучших фильмов о музыке и музыкантах. Лента была удостоена семи почетных премий «Сезар». Фильм рассказывает о годах обучения Маре у строгого учителя, тоже известного французского композитора той эпохи и исполнителя на вилоле да гамба — Сент-Коломбе. В процесс обучения вмешивается любовь…
Отец и сын Депардье замечательно исполнили свои роли. Это, действительно, замечательный фильм с блестящей игрой актеров и прекрасной музыкой.