Василий Семёнович Лановой (укр. Василь Семенович Лановий, 16 января 1934, Москва, СССР) — советский, российский актёр театра и кино. Лауреат Ленинской премии (1980), Народный артист РСФСР (1978), Народный артист СССР (26.12.1985), автор книги воспоминаний «Счастливые встречи». Орден «3а заслуги перед Отечеством» III степени (2009). Орден «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (2004). Орден Дружбы народов (1994). Орден Почёта (2001).
Родители Василия Ланового были обычными малограмотными украинскими крестьянами, окончившими, по словам самого актера, «на двоих три класса" — Семён Петрович (1907—1979) и Агафья Ивановна (1910—1986) Лановые.
Они жили в селе Стрымба Одесской области, имели большой огород, волов, лошадей… При этом о своей матери Василий Семенович говорит: «…если понимать под интеллигентностью возможность предугадать, как твое слово отзовется на другом человеке, то мама была подлинным интеллигентом. Она была поразительно чуткой, меня это просто поражало. Они с папой пели хохлацкие песни, дивно пели».
В 1931 году родители, спасаясь от голода, переехали в Москву, куда их позвал брат отца. Там в 1934 году и родился Василий. На Украине остались его бабушка с дедушкой.
Войну 7-летний Вася встретил в родном родительском селе Стрымба у бабушки с дедушкой, куда приехал с двумя сёстрами 22 июня 1941 года. Родители Василия остались в тылу и работали на вредном химическом производстве, вследствие чего стали к концу войны инвалидами.
После освобождения Украины Василий вернулся в Москву. Из-за войны Василий пошел в школу только в 10 лет.
Однажды, гуляя по улицам с другом Володей Земляникиным (ныне актером театра «Современник»), тринадцатилетний Василий увидел афишу «М. Твен — «Том Сойер»».
Это была постановка самодеятельного драмкружка при Дворце культуры завода имени Лихачева. Руководил кружком талантливый педагог и режиссер Сергей Львович Штейн.
Спектакль произвел на мальчиков такое впечатление, что сразу же после его окончания они прошли за кулисы и стали просить, чтобы их записали. И их приняли. Первым спектаклем, в котором Василий был задействован, был «Дорогие мои мальчишки» по пьесе Льва Кассиля.
Василий Семенович вспоминает: «Я был одним из пионеров, который бойко докладывал председателю дружины: «Был в госпитале. Провел громкое чтение вслух и еще две книги про себя. Сочинение Маркова Твенова, очень интересно!»
Меня поправляли — Марка Твена. И в другой раз я уже говорил — Марка Твнова. И лишь на третьем спектакле сказал как надо было. Правда, говорил с жутким украинским акцентом. Особенно выдавала буква «г». Это были первые слова, произнесенные мною со сцены».
Первую свою серьезную роль на сцене Василий сыграл в 1952 году. Тогда ему было 18 лет. Это была роль Валентина Листовского в спектакле «Аттестат зрелости», поставленном на сцене того же ДК ЗИЛа.
Тогда же на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности спектакль занял первое место, и Лановой, как исполнитель главной роли, получил премию в 500 рублей — огромные по тем временам деньги. Не только театр занимал мысли юного Ланового.
Как он признается, у него была мечта стать летчиком. Он даже подавал документы в летное училище, но из забрал оттуда Штейн. Видимо он уже тогда разглядел в мальчике будущего актера.
Василий Лановой закончил школу с золотой медалью. В 1953 году Лановой предпринял попытку поступить в театральное училище.
Василий Семенович рассказывает: «Месяца за полтора до получения аттестата зрелости узнал, что в театральном училище имени Б. В. Щукина проводится просмотр абитуриентов. Всерьез о профессии актера я тогда еще не думал.
Просто хотелось проверить себя. Всего комиссией было просмотрено около ста пятидесяти абитуриентов, а приняты только двое — я и Кюнга Игнатова».
Однако особой радости у Василия по этому поводу не было. Та легкость, с какой он прошел это испытание, даже обескуражила юношу, и он… решил подать документы в университет на факультет журналистики.
В 1953 году он поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. После зачисления в университет Василий Лановой вместе с другом Володей Земляникиным отправились погостить к родным в Керчь. Там он и получил вызов на пробу в фильме «Аттестат зрелости».
К тому времени на роль главного героя уже был утвержден профессиональный актер В. Сошальский, но режиссеру Татьяне Лукашевич чем-то приглянулся юноша, который к тому же уже играл эту роль в спектакле.
Лановой: «После утверждения на роль я пришел к декану факультета отпрашиваться на время съемок, на что он ответил: «Мы же говорили, что сбежишь». И хотя я еще никуда не собирался сбегать, а отпрашивался только на полтора месяца, но выбор, в сущности, был уже сделан, и сделан он был много раньше, мысленно я его еще только не осознал.
Так, не проучившись в МГУ и полгода, я пришел «с повинной» в училище имени Щукина, где в апреле был отобран педагогами после предварительного просмотра, и навсегда связал свою судьбу с актерской профессией».
После выхода фильма на экраны Василий Лановой стал кумиром старшеклассниц всего Советского Союза. Все газеты и журналы опубликовали хвалебные рецензии, а в журнале «Огонек» появилась статья с многообещающим заголовком «Рождение актера!».
Большой удачей актера стала главная роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин» по книге Николая Островского «Как закалялась сталь», сыгранная им в период учебы в Щукинском училище. Выпала эта роль ему в общем то случайно.
В роли Павки уже начал сниматься Георгий Юматов. Но съемки шли тяжело, режиссеры Алов и Наумов нервничали и начали заглядывать в соседний павильон, где шла работа над фильмом «Триста лет тому…» с участием Ланового. Здесь они и увидели молодого человека с гордым взором, предложив ему попробоваться на Павку Корчагина.
Василий тут же самоуверенно ответил, что он просто должен сыграть эту роль, мол давно жду от вас предложения… Юматов после этого случая очень сильно обиделся на Ланового и даже не общался с товарищем по цеху, считая, что тот увел у него сильную роль.
Подружились актеры позже, во время съемок «Офицеров», сыграв там главные роли. В 1957 году Василий Лановой окончил Щукинское училище и был принят в труппу театра им. Евгения Вахтангова.
Первой женой Василия Ланового была актриса Татьяна Самойлова. Она вспоминает: «Лановой, вскоре после того как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: «Кто ты?» Я почему-то ответила: «Я дочь своих папы и мамы».
Лановой считался самым красивым студентом курса и тогда, в коридоре, произвел на Таню Самойлову, как она вспоминала, «какое-то коварное впечатление». Это потом она узнала, как трудно живет его семья (родители и трое детей — в однокомнатной квартире), что мама Ланового болеет. И началась взаимная, нежная, лирическая любовь.
Долгий роман «на ногах: «…мы встречались в метро, на бульварах, на Старом Арбате. Поженившись летом 1955-го, мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате». Он очень хотел детей и был рад, когда она забеременела. Но у нее было слабое здоровье — много лет ее организм боролся с очагом туберкулеза в легком. «…А в 1957 году Васю послали в Китай с его фильмом «Павел Корчагин».
После его поездки мы расстались. Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело: его никогда не было дома. Вася сразу стал знаменитым…» И через четыре года Самойлова сказала: «Я больше ничего не хочу». Им катастрофически не хватало времени друг на друга.
Блестящий красавец, он буквально сводил с ума все женское население страны. Фанатично преданный делу революции Павка Корчагин, благородный капитан Грей в фильме «Алые паруса» — как могли оставить равнодушными такие герои?
Не оставался Василий Лановой незамеченным даже в эпизодах. В знаменитой картине «Полосатый рейс» его герой появляется в конце фильма лишь на минуту. «Вон та группа в полосатых костюмах. Красиво плывут!» — восклицает он. Все! И тем не менее зритель его запомнил. Неслучайно именно это крошечная роль является одной из самых любимых самим актером
Второй женой Василия Ланового была актриса Тамара Зяблова. Когда в Севастополе он взошел на борт баркентины «Альфа», решил непременно сделать сюрприз Тамаре.
В разгар лета 1961 года, получив в Одессе около 500 метров первоклассного алого шелка (из этой ткани шили пионерские галстуки), команда направлялась в Коктебель, к месту съемок фильма «Алые паруса». Они шли мимо Ялты, где отдыхала Тамара, недавно ставшая женой Ланового.
«Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя», — говорил герой сказки Александра Грина капитан Артур Грэй. Так же считал и Василий Лановой, приглашенный на роль Грэя.
Парусник шел по Черному морю, и актер предложил капитану: «А давайте удивим отдыхающих в Ялте! Заодно и новые паруса опробуем…»
Морской волк на эксперимент согласился, и к берегу понесся сказочный корабль под алыми парусами. Горожане, только что лениво отдыхавшие на берегу, встрепенулись, Ялта стала похожа на растревоженный муравейник.
Тамара знала, что Василий должен приехать, они договорились, что она будет ждать его на берегу. Когда Василий сошел на берег, Тамара сказала: «Ты разбудил всю Ялту!» Их счастье было недолгим: на следующий год Тамара погибла в автокатастрофе. Василий с головой ушел в работу, понимая, что такие раны не заживают.
.
К 1963 году на счету Василия Ланового было уже несколько больших ролей в кино, а в театре дела по-прежнему не клеились. Он вспоминает: «…пришел к Рубену Николаевичу Симонову и говорю: «Я ухожу из театра». — «Что такое?» — «Шесть лет я здесь на побегушках. Меня приглашает Завадский, меня приглашает Ефремов».
— «Они с ума сошли! Подождите!» И через два месяца я получил Дон Жуана, а через шесть месяцев репетировал Калафа». Роль принца Калафа в самом главном вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот», стала визитной карточкой театра на несколько десятилетий. А сам Василий Семенович 1963 год считает своим годом рождения как актера.
Во второй половине 60-х он снимается в таких знаменитых фильмах как «Война и мир» (Анатолий Куракин) и «Анна Каренина» (1967г. Вронский).
Первоначально, прочитав сценарий В. Катаняна и А. Зархи «Анна Каренина», и поняв, что в нем ярко прописана только главная линия Анны, Лановой отказался играть Вронского. Режиссер, перепробовав на эту роль многих актеров, вновь обратился к Василию Семеновичу и с трудом уговорил его.
Играть Лановому выпало с бывшей женой Татьяной Самойловой, специально для съемок похудевшей и выглядевшей лучше прежнего. Бывшие супруги изображали любовь в кадре, но в жизни чувство не вернулось…
В 1971 году на экраны вышла картина Владимира Рогового «Офицеры», в которой Лановой сыграл главную роль — Ивана Варавву.
Это настоящая эпопея, охватывающая историю судьбы героев с 1919 по 1970 годы. Фильм сразу пришелся по душе зрителям и продолжает пользоваться популярностью спустя десятилетия.
Василий Семенович размышляет: «Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к фильму как к любому другому. Но в нем режиссер Роговой и оператор Кирилов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей.
Прошло 30 лет, картину каждый год показывают и все смотрят по нескольку раз. И все равно говорят: «Ну, «Офицеры»!" Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нем свое. Детство, послевоенное время, зрелость.
Потребность в романтизме, реализме — пожалуйста. Потребность в красоте, в любви — все есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва…
В фильме четко разделились обязанности. Юматов — реализм, Лановой — романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник».
В начале 70-х Василий Семенович женился на актрисе Ирине Купченко, которая была младше его на 14 лет. Она разошлась с художником Николаем Двигубским и в 1971 году пришла в Театр им. Вахтангова.
Наконец-то в его жизни появился надежный тыл. Он всегда был уверен, что творчество не может помешать быть счастливым. Ирина оказалась и прекрасной актрисой, и идеальной женой. Они оба уже знали цену потерям и компромиссам. Знали, сколько сил съедает актерская работа и как важно, что тебя ждут дома.
С тех пор Лановой и Купченко неразлучны. У них два сына — Александр и Сергей, которых супруги назвали в честь Пушкина и Есенина. Сыновья не пошли по стопам родителей, чему Василий Семенович очень рад. Один закончил факультет журналистики, второй экономический.
В начале 1970-х годов он выпускает премьеру литературной программы из стихов А.С. Пушкина «Когда меня постигнет судьбины гнев». В последующие годы актер создал немало интересных образов в кино.
В знаменитой ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» он сыграл генерала Вольфа, в драме Владимира Басова «Дни Турбиных» — Леонида Юрьевича Шервинского, в киноповести «Анна и Командор» — Командора, в приключенческих лентах «Петровка, 38» и «Огарева, 6» — сыщика Владислава Костенко.
За большой творческий вклад в дело развития советского искусства Лановой в 1980 году был удостоен Ленинской премии, а в 1985 году получил звание народного артиста СССР.
С середины 80-х Василий Семенович стал реже появляться на экране. Не лучше были дела и в театре. Народный артист переживал творческий простой и мучился от того, что не получал новых ролей. Морально поддерживало преподавание в родном Щукинском училище. Спасала и литература.
Лановой продолжал делать авторские чтецкие программы, но теперь для себя — филармонии переживали кризис и не могли устраивать творческие встречи актеров со зрителями. Так продолжалось до 1994 года, когда подоспело его шестидесятилетие, и театр предложил ему выбрать пьесу, в которой он хотел бы сыграть.
Лановой сыграл Джорджа Бернарда Шоу в паре с Юлией Борисовой в роли английской актрисы Патрик Кэмпбел в спектакле «Милый лжец». После этого началась светлая полоса в жизни актера. Он сыграл в спектаклях «Посвящение Еве» Эрика Шмидта и «Лев зимой» Голдмена.
В 1996 году, когда театр имени Вахтангова праздновал свой 75-летний юбилей, здесь решили восстановить свой фирменный спектакль «Принцесса Турандот» и сыграть его 21 и 22 декабря на юбилейных вечерах. В нем приняли участие все оставшиеся в живых актеры, которые когда-то играли в нем.
Лановой снова вышел на сцену в образе принца Калафа. В кино же Лановой по-прежнему снимался мало. Среди самых заметных работ актера в 90-е годы- роль Ивана Берестова в стилизованной мелодраме «Барышня-крестьянка», снятой по повести А.С. Пушкина.
Не часто радует Василий Семенович кинозрителей и в последние годы. И дело тут не в возрасте. Он действительно не по возрасту молод. Выправка, стать, всегда с гордо вскинутой головой и горящим взглядом. Силы есть, нет желания сниматься в картинах низкого уровня.
Сегодня от многих предложений в кино он отказывается. Так на съемках фильма «Богдан Хмельницкий» в Киеве, почувствовав, что может стать проводником украинского национализма, он немедленно потребовал остановить дальнейшую работу.
Отверг Лановой и предложение переозвучить в новой трактовке документальный фильм «Великая Отечественная», в которой когда-то озвучил закадровый голос, вложив в ту работу всю душу и боль.
«Новое истолкование» тех кровавых и памятных событий возмутило Василия Семеновича, и он отказался от денег, но не пошел против совести.
С 1995 года — заведующий кафедрой художественного слова, профессор театрального училища имени Б.В. Щукина. К 300-летию Санкт-Петербурга Василий Лановой записал на радиостанции «Орфей» «Медный всадник» А.С. Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Александра Блока, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Ольги Берггольц и, конечно, Александра Пушкина.
Василий Семёнович по-прежнему много играет в родном вахтанговском театре. В театре Александра Калягина Василий Лановой сыграл Астрова в спектакле «Дядя Ваня» по А.П. Чехову.
В 1985 году вышла в свет книга В.С. Ланового «Счастливые встречи» о великих людях, которые так или иначе прикоснулись к его судьбе, в 2004 году — автобиографическая книга «Летят за днями дни…».
В 1995 году Василий Лановой возглавил в качестве председателя общественный фонд «Армия и культура». Коллектив под руководством самого популярного «офицера России провел более 800 благотворительных концертов и встреч в воинских подразделениях, в том числе в горячих точках — в Чечне, Абхазии. Приднестровье, Таджикистане.
Более 10 лет актёр возглавляет Международный детский кинофестиваль «Артек».
Премия Московского комсомола (1972) за создание героических образов. Премия МВД СССР (1984) за фильм «Приступить к ликвидации». Премия КГБ СССР (1983) за фильм «Бой на перекрёстке».
Лауреат Ленинской премии (1979) за чтение дикторского текста в документальном сериале американских кинематографистов «Великая Отечественная» (оригинальное название «Неизвестная война», текст от автора Берт Ланкастер).
В 2004 году на российской «Аллее славы» возле киностудии «Мосфильм» заложили бетонную плиту с отпечатком руки актера.