Русский художник-самоучка Владимир Третчиков с пяти лет не бывал в России, он жил в Китае, Сингапуре, на Яве, в ЮАР. На Западе его картины пользовались большим успехом, он провел 52 персональные выставки. Тем не менее, Третчиков не получил признания в профессиональной среде — ни одна из его работ не была приобретена музеем или художественной галереей. Его называли «королем китча», «Пикассо супермаркетов» и «художником больших денег». С последним сложно поспорить — Третчикова считают одним из самых коммерчески успешных художников ХХ века.
Владимир Третчиков родился в 1913 г. в Петропавловске, после революции его семья покинула Россию и бежала в Маньчжурию. Мальчик рано осиротел и был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб с 12 лет. Он устроился помощником художника в Харбинский оперный театр, занимался иллюстрированием учебников, писал портреты. Его работы привлекли внимание руководства Китайско-Восточной железной дороги, и Третчикова отправили на учебу в СССР, снабдив солидной суммой.
До СССР Третчиков так и не доехал. В Шанхае родной брат убедил его остаться и вложить деньги в бизнес. Вместо этого он обманул его и скрылся с деньгами. Третчиков устроился карикатуристом в местную газету, а позже основал рекламную студию. В 1934 г. Третчиков подписал контракт с рекламной фирмой и переехал в Сингапур. Помимо этого, он преподавал в художественной школе и писал портреты. Там он прожил недолго — после начала Второй мировой войны он уехал на остров Ява.
До конца войны Третчиков жил в Батавии (ныне — Джакарта, столица Индонезии). Там он рисовал карикатуры для газет, занимался оформлением театральных спектаклей, писал портреты местных жителей. После войны ему удалось отыскать свою семью — жену и дочку — в Кейптауне. В ЮАР Третчиков прожил до конца своих дней. В России с тех пор он так никогда и не был, хотя до конца жизни отлично говорил по-русски.
Именно в ЮАР к Третчикову пришла популярность. В 1948 г. он с успехом провел первую персональную выставку, со временем его выставки в ЮАР побили все рекорды по сборам и посещаемости. При этом национальная галерея ЮАР не купила ни одной его работы, так как «Третчиков не является южноафриканским художником», хотя он прожил в этой стране 60 лет
В 1953—1955 гг. художник провел выставочное турне по США и Канаде. В 1961 г. в Лондоне на его вернисаж пришло 205 тысяч человек, выстроившихся в гигантскую очередь. Его работы пользовались большим спросом, особенно портреты. Ими украшали стены кафе, офисов, парикмахерских, отелей, салонов красоты и т. д., за что Третчиков и получил прозвище «художника супермаркетов».
По коммерческому успеху своего творчества Третчиков уступал только Пикассо. Его «Китаянка» («Зеленая леди») была продана в Лондоне за миллион фунтов стерлингов. Эта работа стала одним из самых известных символов западной поп-культуры и самой продаваемой репродукцией в мире. Она украшала стены гостиных в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, ЮАР.
В Западной Европе и США его считали культовым художником, в России о нем мало кто слышал. В профессиональной среде его работы не получали высоких оценок, критики разносили его выставки в пух и прах. Первые русские публикации о Третчикове появились только в 1990-х., из 52 персональных выставок ни одной не было проведено в России.