Тайны Домского собора
Гости древней Риги считают необходимым посетить главную достопримечательность города — знаменитый Домский собор. Поражают его изысканная, величественная архитектура и мощный орган. Согласно легенде в подвалах собора беглые тамплиеры зарыли свои огромные богатства. Однако их бдительно охраняет призрак епископа Альберта…
Магический крест
В июне 1211 года рижский епископ Альберт созвал на торжественную церемонию по освящению места для строительства нового церковного собора высшее духовенство, местную знать и рядовых обывателей. В ярких лучах солнца сверкали золотые узоры на ризе епископа, развевались хоругви с изображением святой Марии. Именно ей епископ Альберт решил посвятить славные победы войск, которые под его предводительством завоевали земли вокруг Риги. Её именем он предполагал назвать и гигантский собор, который должен был олицетворять силу и мощь власти епископа.
— В этом соборе прихожане будут возносить молитвы святым покровителям города Риги и просить у них защиты в трудные времена! Уверен, что они откликнутся на наши молитвы и сберегут славный город от бед и нашествий неприятеля! — торжественно произнес Альберт.
Публика с почтением внимала его словам. На лицах мастеровых появились улыбки. Гигантская стройка предполагала много новых рабочих мест и хорошие стабильные заработки. Это обещал им сам епископ, который не раз заявлял:
— Мы будем поощрять рвение и старание мастеровых людей. Также будет вознаграждено и выполнение всех намеченных работ в срок!
Альберт долго выбирал место для строительства собора. Он даже призывал на помощь астрологов и магов. Наконец, выслушав их рекомендации, сделал выбор. Собор решено было строить на территории бывшего рыбацкого посёлка ливов. Посёлок к тому времени уже не существовал. Ветхие домишки сгорели годом раньше.
Для сооружения собора были привлечены сотни рижских каменщиков, плотников, каменотёсов и представителей других профессий. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. В плане оно имело форму гигантского креста. Мощные стены достигали двухметровой толщины. Полукруглые своды поддерживали высокие колонны. Арки оконных ниш также были полукруглыми.
Для руководства стройкой Альберт пригласил опытных голландских и немецких мастеров. На оплату их услуг он отпускал большие средства, что не сказывалось на наполнении казны. Епископ прекрасно умел выкачивать богатства из завоеванных им прибалтийских земель и вёл энергичную торговлю лесом, торфом, янтарем и прочими природными богатствами. Деньги и золото широким потоком текли в казну.
Однако строительство собора неожиданно затянулось до середины XIII века, так что зачинатель доброго дела Альберт не дожил до дня торжественного открытия. Благодарные рижане захоронили прах епископа под каменными плитами собора.
За свою длительную историю великолепный Домский собор повидал и испытал многое. Страшный пожар случился в соборе летом 1547 года. Чтобы исправить разрушения, нанесённые огнем, собор был существенно реконструирован и расширен. Свой нынешний вид он приобрёл лишь в конце XVIII века, после целого ряда перестроек. В нём представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох.
Чудо-орган
Главной легендой собора всегда являлся знаменитый на весь мир орган. Его строительство началось в начале ХVI века и продолжалось 50 лет. Более мощный и современный орган был установлен в 1884 году. Изготовила уникальный инструмент немецкая фирма из города Людвигсбург. На тот момент инструмент был самым большим в мире. Он состоит почти из семи тысяч труб, имеет высоту 25 метров, воздух подают шесть мехов.
Огромную художественную ценность представляет фасад органа, который выполнен мастером Якобом Раабом. Он украсил деревянные плиты и арки резьбой в виде фантастических животных, небесных ангелов, цветочных гирлянд. В верхней части органного проспекта нашлось даже место для скульптурных портретов «отцов города» — членов рижского магистрата. Они гордо взирали на прихожан, словно напоминая, кого те должны благодарить за красоту интерьеров.
В дальнейшем другие резчики по дереву дополнили художественное оформление органного проспекта довольно тяжеловесным орнаментом, по форме напоминающим вьющиеся диковинные растения. Все эти украшения сохранились и после того, как в 1884 году старый орган был заменён новым, обладавшим более мощным и богатым звучанием. Произведения для органа Домского собора писали многие известные композиторы.
Шпиль Домского собора украсил золотой петушок. Его хорошо видно из любой части Старого города. По преданию, петух был любимой домашней птицей епископа Альберта, поэтому его и решили увековечить в золоте. Для рижан собор — это не только памятник архитектуры. Это символ богатой истории латышского народа.
Именно Домский собор можно найти на многочисленных открытках и сувенирах из Латвии. Нужно отметить, что он всегда был открыт для посещения. Любой местный житель и гость латышской столицы мог прийти на службу и послушать орган.
В концертном зале Домского собора часто проходят концерты органной и духовной музыки. Уже первые слушатели отмечали необыкновенную мощь соборного органа. Наиболее впечатлительных под влиянием сочных аккордов посещали мистические видения, им чудились призраки, парившие под свободами собора, а некоторые экзальтированные дамы даже падали в обморок. Служители выносили их на свежий воздух, а срочно вызванный лекарь приводил в чувство.
Специалисты объясняли такие явления инфразвуком, излучаемым наиболее мощными трубами органа. Именно он оказывал сильнейшее воздействие на человеческую психику, кого-то приводил в транс, а некоторых лишал сознания.
Интересно, что таинственное влияние инфразвука на зрителей с успехом используют современные эстрадные исполнители. Мощные колонки располагаются на сцене и гонят в зал магические волны, воздействующие на психику людей. Они буквально зомбируют зрителей и заставляют их снова и снова посещать концерты кумира. Вот так и у знаменитого органа Домского собора появилась группа фанатов-слушателей, которые не пропускают ни одного концерта.
Британец Барри Томсон регулярно посещает органные праздники и говорит:
— Когда я погружаюсь в волны музыки, то меня посещают видения детства. В мозгу возникают образы моих любимых родителей, давно покинувших этот мир. За такие минуты я готов платить любые деньги…
Клады тамплиеров
С давних лет упорно циркулировал слух, что в подвалах Домского собора спрятаны несметные сокровища, принадлежавшие рыцарям-тамплиерам. По данным некоторых исследователей, уцелевшие после разгрома ордена тамплиеров рыцари нашли приют на Балтийских берегах. Местные жители встретили беглецов весьма гостеприимно, предоставили им еду и кров.
В ответ на такое гостеприимство тамплиеры вложили часть привезённых драгоценностей в строительство новых замков и зданий как в самой Риге, так и по всей Латвии. За короткий срок были построены более 30 хорошо укрепленных замков и сотни каменных домов. Однако большую часть драгоценностей тамплиеры якобы спрятали в тайниках Домского собора.
В Домском соборе снимались многие советские фильмы, события которых по сюжету происходили в Европе
В поиски клада много усилий вложили сотрудники функционировавшей в рамках СС тайной организации «Аненербе». В годы Второй мировой войны фашисты организовали несколько поисковых экспедиций. Их работу курировал лично Альфред Розенберг, руководитель внешнеполитического управления НСДАП. Он был твёрдо уверен, что тамплиеры прятали свои несметные сокровища не только в Домском соборе, но и в других соборах Латвии.
В 1942 году после обследования одного из латвийских замков поиски были неожиданно прекращены по личному приказу Розенберга. Согласно некоторым данным, фашисты сумели найти часть драгоценностей. Однако в самом Домском соборе обнаружить тайники им не удалось. После 1945 года также предпринимались попытки найти клад в подвалах собора, но они закончились неудачей.
Сложность поисков заключалась в том, что часть подвалов собора была затоплена водами коварной реки Даугавы в период паводков. Особенно сильные наводнения случались в 1709 и 1744 годах. Те смельчаки, которые решались совершать погружения в затопленных подвалах, впоследствии признавались, что испытывали мистический неподотчётный ужас. Людьми овладевала паника, и они зачастую выскакивали из подвальных глубин, как пробки из шампанского.
После таких случаев смельчаков, которые бы решились ринуться в подвалы за кладами тамплиеров, не находилось. К тому же регулярно в стенах Домского собора появлялся призрак епископа Альберта, который пугал посетителей своим грозным видом. Встречавшие его утверждали, что епископ ясно давал понять, что не одобряет действия искателей кладов.
Интересно, что и в наши дни Домский собор продолжает дарить неожиданные сюрпризы. Так, во время проведения реставрационных работ (они начались в 2011 году) открылись таинственные фрески времён крестоносцев, заштукатуренные в годы Реформации. Они включают в себя сюжеты «Коронация Девы Марии», а также изображения библейских пророков Даниила и Иезекииля.
Некоторые специалисты-эзотерики полагают, что фрески содержат ключ к той самой тайне рыцарей-тамплиеров и помогут найти путь к скрытым в недрах собора сокровищам. Но окончательные выводы специалисты сделают только после тщательного изучения таинственных изображений.
Но одно остаётся несомненным: ещё долгие годы Домский собор будет привлекать гостей со всего света своими мифами и тайнами, а его могучий орган будет завораживать слушателей фантастическими звуками.