Александр Сергеевич Пушкин (1799−1837) считается величайшим русским поэтом. Есть мнение, что именно благодаря ему и сформировался русский литературный язык в его современной форме. Жизнь поэта оказалась короткой, но яркой. Он обучался в Царском Селе, где его сверстниками были замечательные личности.
Пушкин оказался причастным к восстанию декабристов, но был прощен царем. Смерть поэта наступила в результате дуэли, на которой он отстаивал честь супруги. Пушкин оставил богатое литературное наследие, которое мы изучаем в школе. Это была яркая личность, азартный игрок, едкий насмешник и неутомимый любитель женщин. Биография Пушкина детально изучена и рассмотрена. Творчество и жизнь поэта стали основой для многочисленных публикаций и диссертаций.
Но чем ярче фигура человека и чем известнее он, тем больше мифов и легенд о нем появляется. Уж больно велик соблазни придумать историю на основе обрывочных данных, слухов, и то и просто трактуя факты. Надо сказать, что развенчанию заблуждений о Пушкине посвящены даже книги. Мы же рассмотрим самые интересные мифы о великом русском поэте.
Детство Пушкина прошло под влиянием няни Арины Родионовны.
Существует давняя легенда, что первое знакомство с литературой Пушкин получил именно благодаря своей няне и ее сказкам. Этот миф появился из свидетельств сестры и брата поэта. Об Арине Родионовне писали, как о настоящей представительнице русских нянь. Она была крепостной бабушки поэта и попала в семью с рождением девочки Ольги. Потом Арина Яковлева присматривала за Александром Сергеевичем и за Львом Сергеевичем. Биографы семейства пишут, что няня интересно рассказывала сказки, постоянно употребляла пословицы и поговорки, ценила народные поверия. Но оценить это влияние сам Пушкин смог уже, будучи взрослым. Особое впечатление рассказы Арина Родионовны произвели на поэта во время михайловской ссылки. Он не просто заслушивался рассказами, но и начал их записывать. Так что Пушкина можно считать еще и одним из первых русских полевых фольклористов. В те дни появился поэтический образ няни («Подруга дней моих суровых»). Собственные же сказки на основе впитанных народных, Пушкин сочинил только в 1830-е годы.
Воспитанием Пушкина родители почти не занимались.
Некоторые биографы пишут, что у Александра Сергеевича по сути не было детства. Родители его не особенно любили и не занимались им. В доказательство этого приводится факт, что в поэзии Пушкина тема родного дома не встречается. Но это и неудивительно, учитывая частые переезды семьи. В автобиографических записях о детстве встречаются такие пункты, как «Мои неприятные воспоминания» и «Первые неприятности». Однако не стоит обвинять родителей в равнодушии. Пушкину и его сестре уделялось внимание в плане воспитания и образования. Традиционно для дворянских семей с детьми занимались гувернеры и учителя французского и русского, Закона Божьего, арифметики. Дети ходили на специальные балы танцмейстера Йогеля. Родители вместе с дядей, Василием Львовичем, пристрастили Александра к чтению. Тем более, что видные литераторы часто бывали в доме Пушкиных. Именно хлопоты родителей и того же дяди, а также общего друга, Александра Тургенева, позволили определить подростка Александра в Царскосельский лицей. Обучение в этом элитном заведении сыграло заметную роль в судьбе Пушкина.
Пушкин любил Лицей и всего воспевал его в стихах.
В лицейской лирике Пушкина можно встретить темы товарищеского застолья и настоящей дружбы. Но подобные стихи писали и другие поэты-лицеисты: Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский. В ранних произведениях Пушкина сам Лицей представлялся, как душная келья, монастырь и чуть ли не тюрьма. Поэт писал, что ему так и хочется убежать оттуда — в Петербург или деревню. Идеализация дней, проведенных в садах Лицея, у Пушкина началась уже в середине 1820-х в михайловской ссылке. Тогда поэта посещали старые лицейские друзья — Пущин и Дельвиг. Юношеские разногласия позабылись на фоне последующей бурной жизни в Петербурге. Но вовсе не Пушкин стал первым воспевать жизнь в Царскосельском Лицее. Еще в 1822 году произошел первый сбор выпускников, тогда юбилейные куплеты сочинили Дельвиг и Алексей Илличевский. Первый сочинил и прощальный гимн лицеистов, а также поздние годовщинные куплеты.
Пушкин в Лицее хорошо учился.
Обучаясь в этом элитном заведении, Пушкин никогда не демонстрировал особенных успехов. По успеваемости от занимал место даже не в середине списка, а ближе к концу. По курсу географии, политической и российской истории в 1811—1812 годах Александр был только 14-м. Николай Кошанский, преподававший латынь и русский, характеризовал Пушкина, как более понятливого, нежели обладателя памяти, не особенно прилежным, но имеющим вкус. В отчетных ведомостях напротив его фамилии значились такие характеристики: «не прилежен», «слабого прилежания», «ленив», «медленные успехи».
К февралю 1814 года Пушкин по поведению и успеваемости был только 20-м. Профессор логики и нравственных наук Александр Куницын описывал ученика, как остроумного, понятного и замысловатого, но очень неприлежного. Учитель подчеркивал, что Пушкин способен только к тем предметам, которые не требуют особенного напряжения. Именно поэтому успехи не очень велики, особенно в логике. Именно из-за посредственной успеваемости Пушкина он при выпуске получил только чин X класса. А ведь другие его успешные сверстники, в том числе и князь Горчаков, будущий декабрист Кюхельбекер, получили чин выше.
Окончив Лицей, Пушкин стал бездельничать, пытаясь зарабатывать на жизнь поэзией.
Все выпускники Лицея поступали на военную или гражданскую службу. Сам Пушкин мечтал начать служить в гвардии, однако это было весьма затратным для семьи делом. Тогда в июне 1817 года Александр Сергеевич начал служить коллежским секретарем с жалованьем 700 рублей в год. Интересно, что такой же чин был у Обломова Гончарова и у мужа Коробочки Гоголя.
Даже южная ссылка формально значилась переводом по службе. Пушкин числился в канцелярии генерала Инзова, начальника Комитета по иностранным поселенцам, а потом поэт перешел под начальство губернатора Новороссии графа Воронцова. Из служебных подвигов Пушкина можно вспомнить возмутившую его командировку на борьбу с саранчой в 1824 году. Этому поэт даже посвятил несколько насмешливых строк. Так разгорался конфликт с Воронцовым. А после публикации Пушкиным письма об уроках безбожия его государственной карьере быстро пришел конец. В июле 1824 года Пушкина уволили и выслали под надзор в родовое имение — Михайловское.
Уже первые стихотворения Пушкина несли отпечаток гениальности.
Первые творения молодого лицеиста Пушкина, появившиеся в печати, старшие товарищи и критики встретили благосклонно. Можно вспомнить и историю, как сам Державин хотел приобнять юного автора на экзамене. Однако Пушкин позже весьма критически относился к своим ранним произведениям. В своих собраниях поэзии он помещал немногое из написанного в Лицее, да и то — в переработанном виде. В раннем творчестве поэта прослеживается его ученичество, прежде всего от Жуковского и Батюшкова. Но подражательность не имела черт вторичности. Важно отметить, что Пушкин в те годы много времени уделял пародии на творения тех же Жуковского, Батюшкова, а также Державина. Творя по чужой канве, Пушкин научился авторитетному жанру, работе с чужим словом. Так закладывалась основа для зрелой и самостоятельной работы.
Пушкин был активным членом литературного общества «Арзамас».
То, что Пушкин состоял в этом обществе — известный факт. Об этом свидетельствует прозвище поэта — Сверчок. Надо сказать, что именно участие Пушкина в «Обществе безвестных людей» и определило интерес к объединению литературных исследователей. Но долгое время оставалось непонятным, как Пушкин вообще попал в «Арзамас» и какую роль он там играл. Принято считать, что в общество молодой поэт вступил сразу же по окончания Лицея, летом 1817 года. Опекаемый секретарем «Арзамаса», Жуковским, Пушкин стремился попасть в сообщество своих поэтических учителей. Неслучайно некоторые свои заявления и стихотворения он подписывал псевдонимом «Арзамасец».
Но реальное участие Пушкина в клубе, как показали изученные мемуары современников, ограничились единственным заседанием. Вступительная речь поэта, означавшая его фактическое вступление, произошла 7 апреля 1818 года. Тогда сообщество собралось проводить одного из своих основателей, Дмитрия Блудова, в Лондон. Свидетельств о ранних посещениях Пушкиным собраний не сохранилось — ни в протоколах заседаний, ни в эпистолярном наследии участников. Так что основная деятельность «Арзамаса» со вступительными речами, поэтическими протоколами, ритуальными похоронами собеседников, поеданием гуся, проходила без участия Александра Сергеевича. Даже речь его сохранилась лишь частично. На том же заседании Пушкин читал фрагменты из «Руслана и Людмилы». И слушатели вдохновились этой поэмой куда больше, чем самой речью Сверчка.
«Руслан и Людмила» была написана, как сказка для детей.
Выросло уже не одно поколение людей, слушавших «Руслана и Людмилу» вместе с другими сказками Пушкина. На самом деле поэма создавалась, вовсе не как детская сказка. Пушкин задумывал ее, как актуальный для того времени эксперимент смешения жанров. Волшебная русская сказка соединилась с фривольным бурлеском в стиле Вольтера и его «Орлеанской девственницы». В ранней редакции 1820 года Пушкин соединял отсылки к серьезной «Истории государства российского» Карамзина с упоминаниями Алеши Поповича и двусмысленными галантностями об одежде Евы и бессилии старого чародея перед юной девой. Для описания эротического приключения Ратмира в замке двенадцати дев использовался материал баллад Жуковского.
Современники Пушкина, должным образом оценивая блестящую поэму, все же называли некоторые ее части безнравственными и легкомысленными. Известный поэт Дмитриев даже сказал, что уважающая себя мать прикажет дочери плюнуть на эту сказку. Пушкин для себя отметил такую реакцию общества. Во втором издании поэмы в 1828 году поэт убрал большую часть фривольностей. Тогда же появилось и знаменитое вступление «У лукоморья дуб зеленый». Со временем на сказочность и близость к народному стали обращать куда больше внимания, чем на спрятанные двусмысленности.
Пушкин еще до декабристов был членом революционных тайных обществ.
В 1819—1820 годах Пушкин активно участвовал в сообществе «Зеленая лампа». Исследователи долго спорили об истинном характере этого объединения. Первые биографы поэта вообще называли сообщество, как посвященное обсуждению планов волокитства и проделок. Такая трактовка начала оспариваться в 1908 году Павлом Щеголевым, вероятно, под влиянием революционных взглядов. Он указывал, что «Зеленая лампа» имела политическую основу и была связана с «Союзом благоденствия». Эту идею развили советские литературоведы, они даже писали, что фривольность была обусловлена конспирацией для сокрытия истинных мотивов. Правда, в те годы безнравственность преследовалась не менее инакомыслия. Общество было по-своему свободолюбивое, но это имело отношение не к политике, а к молодым развлечениям: шампанскому, актрисам, веселью.
Искусственная политизация произошла на почве связи Пушкина с декабристами. Главный русский поэт просто обязан был быть связанным с самыми прогрессивными людьми эпохи. Но очевидно, что политические стихотворения поэта нравились будущим заговорщикам больше, чем он сам. У Пушкина в Петербурге сложилась слава эпатажного повесы. В годы южной ссылки, которая случилась из-за вольнолюбивых стихов («Ода на свободу»), руководство Южного общества даже запретило своим членам знакомиться с опальным поэтом. Такое недоверие было связано как раз с участием Пушкина в упомянутой «Зеленой лампе». Для поэта политическая свобода была напрямую связана с жизненной, а вот участники тайных обществ придерживались более строгих моральных принципов.
В юности у Пушкина была большая таинственная любовь.
В рукописях «Бахчисарайского фонтана» есть строки о безумной любви. Поэт писал, что помнит милый взгляд, неземную красоту, к неназванной летят все думы сердца. Да и в донжуанском списке поэта есть некая загадочная N.N. Это и натолкнуло исследователей жизни Пушкина на создание мифа о великой тайной любви. Естественно, многократно осуществлялись попытки разгадать эту загадку и раскрыть имя. Претенденток было несколько, но аргументированно доказать никто ничего не смог. Назывались имена Марии Голицыной, Марии Раевской, Екатерины Карамзиной, Софьи Потоцкой …
Наиболее вероятной кажется версия, что никакой тайной любви у Пушкина не было. За образом незнакомки стояла просто литературная условность, его муза. В своем творчестве и письмах поэт демонстрировал, что своими сердечными тайнами он как раз и делится в стихах. Для поэта-романтика, каким Пушкин себя ощущал на юге, такой вымышленный образ нужен был, как часть легенды. Ведь была же у Байрона его загадочная Тирза, а у Петрарки — Лаура.
Пушкин любил бросаться камнями.
Этот миф придумал Хармс в своих «Анекдотах из жизни Пушкина». Может быть поэт и действительно любил так проказничать, но никаких свидетельств от этом не осталось. Да и сам источник слуха надо рассматривать во времени его появления. В книге много хармсовского абсурда, он реагировал на советские догмы, которые создавали пантеон классических авторов. Пушкина называли основателем новой русской литературы, создателем русского литературного языка. Хармс же попытался показать образ поэта с другой стороны, придать ему человечности.
Пушкин жил в цыганском таборе и там даже влюбился в цыганку Земфиру, но был ею брошен.
Этот миф придумал пушкинист Павел Щеголев в начале XX века. От румын он узнал об истории, как Пушкин посетил табор лесных цыган около села Юрчены (ныне в Молдавии). У старосты была красавица-дочь Земфира. Она была высокой, с черными глазами, одевалась по-мужски в шаровары и рубаху и курила трубку. Пушкин был поражен красотой цыганки и остался в таборе на пару недель. Он даже поселился в шатре старосты и целыми днями гулял с Земфирой, держа ее за руки, но не имея возможности общаться на цыганском. Конец же истории наступил, когда однажды его влюбленная исчезла из табора. Она бежала со своим молодым соплеменником.
Та публикация не только создала миф, но и повлияла на трактовку творчества Пушкина. Исследователи стали говорить, что поэт на личном опыте познал жизнь цыган. Это пригодилось ему при создании одноименной поэмы. Однако позже воспоминания подверглись сомнению. Оказалось, что другу и соучастнику «приключений» Пушкина, Константину Ралли, на тот момент было всего 10 лет. Сегодня о контактах поэта с бессарабскими цыганами можно точно лишь сказать, что они были — Александр Сергеевич из любопытства табор посещал. А все остальное — уже фантазии. Сам Пушкин о цыганах знал больше среднего обывателя, что и доказывает его поэма, а также черновики к ней. Но это проистекало не из личного опыта, а из книжной учености.
Рана Пушкина на дуэли была смертельной.
Первым на дуэли стрелял Дантес и попал в шейку бедра, оттуда пуля прошла в живот. Миф о смертельной ране поддерживают некоторые современные исследователи. Они используют факт самоубийства поэта Андрея Соболя в 1926 году. Он стрелял в себя около памятника Пушкину, нанеся похожую рану — в живот с правой стороны. Но, несмотря на немедленную госпитализацию и квалифицированную помощь, спасти несчастного не удалось. Но все чаще считается, что попади Пушкин в руки современных врачей, то был бы спасен. Но доктора того времени, к несчастью, допустили много ошибок. На месте ранения первая помощь оказана не была, из-за чего Пушкин потерял много крови. Ослабленному поэту к тому же начали ставить пиявок и вместо положенных теплых компрессов назначили холодные. Больному не обеспечили полную неподвижность, требуемой при данного вида ранениях. От такого «лечения» Пушкин умер через два дня.
В душе Пушкин был революционером.
И снова стоит говорить о государственном заказе. К столетию гибели русского поэта по заказу Сталина образ Пушкина был подретуширован. Дружба с Пущиным и Кюхельбекером стала означать близость к декабристам, а конфликт с властями стал основой для появления образа жертвы режима и даже революционера. На самом деле еще в начале XX века русский философ Франк писал, что к 1825 году Пушкин приобрел исключительную нравственную и государственную зрелость, беспартийно-человеческий, исторический, шекспировский взгляд. Пушкин являлся государственником, сочетавшим принципиальный консерватизм с принципами уважения свободы личности. И если Александра I молодой поэт еще смел называть плешивым щеголем, врагом труда, то к Николаю I и его политике Пушкин относился скорее с симпатией. Доказательством служит стихотворение «Клеветникам России», на события в Польше в 1830 году.
Пушкин дружил с Гоголем.
Отношения двух великих писателей часто называют дружескими. Пушкин предстает маститым Учителем, наставляющим начинающего Ученика. На самом деле этот миф появился, благодаря самому Гоголю. Уж больно он хотел, чтобы его имя ассоциировалось с Пушкиным. Этот красивый миф подхватили и литературоведы. В реальности же дворянин, участник светских посиделок, признанный лучший поэт страны Пушкин практически не имел точек соприкосновения с молодым начинающим литератором-мещанином. В духовном плане Пушкин был Учителем для Гоголя, но личной дружбы между ними не было.
Пушкин враждовал с Тютчевым.
Этот миф появился в 1920-х, когда развитие литературы было связано с появлением новых школ и направлений. Тогда и возник вопрос противостояния Пушкина и Тютчева, как представителя новой школы. Однако легенда возникла на пустом месте. Каких-либо отрицательных отзывов Пушкина о Тютчеве просто нет. Создатель этого мифа, Юрий Тыньянов, опирался на отношение Александра Сергеевича к Семену Раичу, наставнику молодого Тютчева. В статье, посвященной взаимоотношениям двух поэтов, большая часть посвящена именно третьему лицу. На самом деле Раич сыграл важную роль в становлении Тютчева, находясь при нем с 9 до 15 лет. Но кто сказал, что наставником непременно должен был быть выдающийся поэт? Да и постепенно Раич отошел от любомудров, лишившись прежних друзей. И зрелый Тютчев уже критиковал деятельность своего былого учителя.
В 1829 году Пушкин писал о молодых поэтах немецкой школы, упоминая в том числе и Тютчева. Вот только талант его не подчеркивался, в отличие от коллег. Это, опять же, укрепило миф о нелюбви Пушкина к Тютчеву. Вот только тот еще не успел отметиться значимыми произведениями. Когда в 1836 году Пушкин получил рукописи зрелых стихотворений молодого поэта, то тут же опубликовал 24 произведения в своем журнале. Разве это не доказательство признания таланта?
У Пушкина был предок-эфиоп.
Пушкина часто называют потомком арапа Петра Великого, эфиопа Абрама Петровича Ганнибала. Но Владимир Набоков в своей статье «Пушкин и Ганнибал» развенчал миф об эфиопской крови. Биографы поэта выяснили, что его предки были вовсе не из Эфиопии, а из государства Лагон (ныне территория Чада). А сложился миф, благодаря зятю Ганнибала, Адаму Роткерху. Ему неудобно было признавать, что его жена наполовину негритянка, вот он и придумал миф об Эфиопии. Эта христианская страна не считалась «дикой и черной» Африкой.
Пушкин был смуглым и черноволосым. Этот образ считается каноническим. Кажется логичным, что так должен выглядеть правнук арапа Ганнибала. Однако, несмотря на свою кучерявость, Пушкин был голубоглазым и светловолосым. В детстве Саша вообще был белокурым, как и его брат Лева. На картинах Пушкина традиционно изображали чернявым, подчеркивая тем самым его африканское происхождение. В свое время Марлен Хуциев начинал снимать фильм о двадцатилетнем Пушкине. Его играл двадцатилетний же белокурый и невысокий Дмитрий Харатьян. Но фильму не дали состояться, в том числе из-за расхождения образа поэта с каноническим.
Пушкин был неисправимым оптимистом.
Миф о таком свойстве характера также появился в 1930-е годы. Светлый Пушкин должен был импонировать больше, чем печальный Лермонтов и мрачные Достоевский и Блок. В 1937 году торжественный оптимизм должен был отвлекать от резко возросшей из-за репрессий смертности в стране. Но если внимательно изучить творчество Пушкина, там найдутся и грустные строки. Даже сама биография поэта может быть представлена, как трагическая история. Многие считают, что в последний год жизни Пушкин окончательно запутался в личных отношениях, в долгах. Он умышленно искал смерти и нашел ее на дуэли, особенно не сопротивляясь. С образом оптимиста это никак не вяжется.
Пушкин был настоящим донжуаном, секс-гигантом.
Интимная жизнь Пушкина стала объектом многочисленных сплетен и исследований. Известно, что невинности юноша лишился в 12−13 лет. Лицейский товарищ Пушкина вспоминал, что тот в 15−16 лет от одного прикосновения к руке женщины начинал пылать и сопеть. По окончании Лицея Пушкин гуляет и распутствует в борделях, но при этом еще и умудряется писать. Женщины сменяли одна другую. Это была нескончаемая череда. Даже после женитьбы на Наталии Гончаровой Пушкин продолжал менять любовниц. В альбоме Елизаветы Ушаковой в 1829 году поэт даже оставил свой Донжуанский список.
Истерический характер Пушкина постоянно толкал его на поиск новых, более глубоких чувств. Другая особенность нрава — тяга к унижению своих партнерш. Романтика была уничтожена скептицизмом. Анна Керн для него — вавилонская блудница, графиня Воронцова представлялась в 36 сексуальных позах Аретино, Елизавета Хитрово — сладострастная Пентефреиха. Также Пушкин ревновал без устали своих женщин, доводя себя до сумасшествия. Если оценивать уровень страсти, то поэт мог дать фору Казанове, однако по размаху своих похождений он явно не дотягивает до таких литераторов, как Дюма-отец (350 любовниц) или Мопассан (более 300 любовниц). Интимная жизнь поэта воспринимается, как пикантная часть его жизни, а не как интересное самостоятельное явление.
Поэзия Пушкина светлая и лирическая.
Мало кто знает, что перу великого поэта принадлежит и немало пошлых стихов эротического толка и с матом. Пушкин был живым человеком, который любил жизнь во всех ее проявлениях. Он считался ловеласом, откровенно рассказывающим в том числе и в стихах, о своих похождениях. Правда, эти записки и письма были личными и не планировались к публикациям. Исследователей этой, нетрадиционной части творчества Пушкина, не так уж и много. На самом деле даже в официальном полном собрании сочинении поэта есть места, где многозначительно красуется многоточие. Идеализированный образ разрушают личные письма поэта, которые наполнены ненормативной лексикой. Конечно же, уже в наше время свет увидели непристойные стихотворения Пушкина. Но они не пользуются такой популярностью, как классика.
Пушкин женился на Наталье Гончаровой из-за ее богатого приданого.
Впервые Пушкин увидел Наталью, когда ей было 16 лет. Поэт тут же влюбился в красавицу. И это было действительно сильное чувство. Пушкин, как мальчишка, бегал по всему городу, выполняя мелкие поручения будущей тещи. Семья Гончаровых богатство свое утратила и даже встал вопрос о приданом. Мать невесты была женщиной амбициозной и хотела, чтобы свадьба в глазах света выглядела настоящей. Тогда было решено обратиться к деду. Но тот, спустив все деньги и сам находившийся под давлением кредиторов, мог только отдать огромную двухсотпудовую бронзовую статую Екатерины Великой. Покупателей этого творения не находилось, Пушкин даже подтрунивал над своей невестой. В итоге он сам дал матери любимой деньги на приданое, заложив для этого имение Кистенево.
Жена Пушкина была глупой пустышкой.
Многие считают Наталью Гончарову виновницей смерти Пушкина, приписывая ей измены и отсутствие ума, непонимание гения мужа. На самом деле Наталья Николаевна получила хорошее образование, пусть и домашнее. Она изучала историю, географию, русский язык и литературу, французский, немецкий и английский язык. Исследователи обнаружили даже сочинение на тему государственного устройства Китая, написанного Натальей в 10 лет! Девушка также сочиняла стихи на французском, на нем она писала даже лучше, чем на родном языке. В первую пору после свадьбы Наталья Николаевна даже помогала Пушкину переписывать его стихотворения — уж больно неряшливый почерк был у поэта. Но с появлением детей ей стало просто не до этого.
Пушкин написал Луку Мудищева.
С Перестройкой появилась возможность читать те литературные произведения, которые ранее были запрещены цензурой. Так на виду появилась непристойная поэма «Лука Мудищев», яркий представитель русского самиздата. Изначально ее автором считался поэт Иван Барков (1732−1768), который отметился созданием «срамным» стихов. Однако это мнение ошибочное. В тексте есть немало ссылок на то, что он писался уже после смерти Екатерины — название улиц, денег. Да и стиль поэмы — ямбический тетраметр, типичный для 1820-х годов и позже. Все варианты «Луки» поразительно схожи с пушкинским слогом, к тому же сам великий поэт оставил после себя немало фривольных и даже неприличных стихов, как уже выяснилось. Но литературоведы все же опровергают этот миф. У Пушкина юмор и отношение к эротике были более утонченными, чем у безымянного автора. Александр Сергеевич не мог знать так глубоко и изнутри мир купцов и мещан. Форма «Луки Мудищева» такова, что ее мог написать любой человек с литературным талантом, каких-то особенных стилистических черт, по которым можно выявить известных поэтов, в произведении нет.
Пушкин с Дантесом были врагами.
Отношения между этими двумя персонажами были непростыми. Классическая упрощенная версия гласит, что молодой Жорж Дантес начал ухаживать за супругой Пушкина, Натальей Гончаровой, и оскорбленный муж вызвал наглеца на дуэль. Знакомство женщины с поклонником состоялось в 1835 году, а в ноябре 1836 года Пушкин получил по почте анонимный пасквиль, в котором поэт назывался рогоносцем. При этом намекалось на связь Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором Николаем. Уже доказано, что этот пасквиль написал не Дантес и не его приемный отец Геккерн. Есть даже версия, что документ составил сам Пушкин, желая разрубить запутанный клубок ревности и подозрений. Пушкин тут же послал Дантесу ничем не мотивированный вызов на дуэль. Однако через неделю тот сделал предложение сестре Гончаровой, Екатерине. Вызов был отозван. 10 января 1837 года состоялась свадьба и Дантес стал свояком Пушкина. Но конфликт исчерпан не был, 27 января состоялась злополучная дуэль. Таким образом видно, что особенной вражды не было. Дантес обладал удивительным свойством — он всем при дворе нравился, особенно, конечно, женщинам. Причиной ссоры стал злополучный пасквиль, на который Пушкин отреагировал излишне горячо. Современники вспоминают, что Наталью Гончарову Дантес не любил, к тому же ходили слухи, что молодой француз вообще был любовником голландского посла, барона Геккерна. Служивший вместе с Дантесом князь Трубецкой видел развитие истории изнутри. Он поведал, что молодой обаятельный француз приударял за всеми красавицами. Сам же Пушкин знал, что у его жены не может быть ничего серьезного с повесой. А Дантес был поэту противен из-за своего нахальства и невоздержанного языка в общении с дамами. Но поводов для ревности и тем более вражды у Пушкина не было.