Род Римских-Корсаковых дворянский, достаточно давно известный. Представители этого рода — митрополиты и епископы, генералы и адмиралы. В 20 веке — уже есть и математик, и ученый-энтомолог (это — дети Николая Андреевича). Род продолжается.
Воин и Николай
В Японском море (залив Петра Великого) есть острова Римского-Корсакова. Они так названы не в честь Николая Андреевича, а в честь Воина Андреевича — старшего брата Николая (такое вот реальное имя — Воин, он был старше Николая на 22 года!).
Семья, в которой родились выдающиеся морские офицеры Николай и Воин, — тоже по-своему интересна. Отец у них служил губернатором, а мать была дочерью крепостной и помещика.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844−1908 годы) родился в Тихвине Новгородской губернии. С отличием окончил Морской кадетский корпус, служил на клипере «Алмаз», прошел Атлантику от Англии до Бразилии. Но любовь к музыке оказалась сильнее.
Догнать и перегнать Италию
Сколько ж можно опер? В наше время — вполне закономерный вопрос. Но тут необходимо понимать особенности развития мировой культуры.
История появления и существования этого синтетического театрально-музыкального жанра — довольно интересна сама по себе, но в данном случае нужно знать главное: до 19 века здесь главенствовала Италия (являясь и родиной этого жанра). И когда в эпоху романтизма (19 век) стали появляться и укрепляться свои национальные школы в разных странах Европы, самым важным тогда для всех стало создание своей оперы. На своем языке и на свой сюжет. Если провести грубую параллель — приблизительно то же самое, что создание в 20 веке своего собственного кинематографа.
Опера — это было очень серьезно и важно для каждой европейской страны в 19 веке. И Россия выдала на гора свои мировые шедевры, ничуть не уступая Германии 19 века (и даже самой Италии).
Римский-Корсаков — автор 14 опер. Каждая — на сюжет из российской истории или фольклора, не зря его называли Сказочником. Это было в традициях «Могучей кучки», в которую входил композитор. Каждая опера — интересна, все они так или иначе входят в репертуары крупнейших мировых оперных театров. Предпоследняя опера — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Невидимый град Китеж
Древняя легенда, восходящая к эпохе монголо-татарских завоеваний. Этот сокровенный город находился на севере Нижегородской области на берегу озера Светлояр (иногда называемого «русской Атлантидой»). Там был построен Юрием (Георгием) Всеволодовичем Китеж, его-то и захотел уничтожить хан Батый. Предатель рассказал хану о тайных тропах к городу. Но когда ханское войско подошло к Китежу, город скрылся в озерных пучинах.
И сейчас этот город есть, но найти его может только тот, кто «чист сердцем». Так сказать, путь в этот город строго индивидуален, пройти его возможно только благодаря духовным усилиям («хождение в невидимый град»). Иногда в ясную погоду Китеж можно увидеть, в крайнем случае — услышать «густой», «малиновый» звон китежских колоколов из глубин озера. Вот такая легенда.
Эта интересная легенда сохранилась благодаря старообрядцам-бегунам и книжным источникам. Были найдены рукописи «Китежского летописца», собраны песни о Китеже, писатель П. Мельников-Печерский описал загадочную легенду в своих «Очерках поповщины» («В лесах»).
Об этой легенде пишутся большие научные труды — от этнографов до философов. Что не удивительно — слово Китеж стало символическим, неким образом земного рая. Не удивительно, что этой легендой в 19 веке заинтересовался Н. Римский-Корсаков, а в 20 и 21 веке кто только не интересуется (но об этом чуть позже).
Китеж Римского-Корсакова
Оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» часто называют лучшей оперой композитора и сравнивают ее с «Парсифалем» Вагнера. Очень интересное либретто, написанное В. Бельским (за него он получил премию А. Пушкина, самую важную тогда), желающие могут с этим либретто ознакомиться в деталях в Сети. К легенде о Китеже композитор присоединил легенду о Февронии из Мурома, элементы других сказаний: «во всем произведении не найдется ни одной мелочи, которая так или иначе не была бы навеяна чертою какого-либо сказания, стиха, заговора или иного плода русского народного творчества».
Предатель Гришка Кутерьма, который кается в том, что сделал, смотрит на опустевший берег озера Светлояр. Туда же обращают свой взор и захватчики, не веря глазам своим и испытывая панический ужас. Стольный град Великий Китеж целиком погружается в воду, остается только его отражение. Но в волшебном городе, на озерной глубине идет своя жизнь… Легендарный город, в котором живут красивые люди с чистыми сердцами — он живет.
«Житель города Китежграда Заядлый П.П. жаловался на соседа, второй год роющего подкоп под его дом». (А. и Б. Стругацкие. «Сказка о тройке»).
Такова опера, таков сюжет. Но подобный символический сюжет не мог остаться без внимания уже в 20 веке. Китежград братьев Стругацких в «Сказке о Тройке» — от Китежа (в том числе и место действия фильма «Чародеи»), Краснокитежск фантаста С. Абрамова — оттуда же. Китеж упоминается даже в книге «Кракен». Впрочем, не удивительно, что этот образ так востребован в фантастике. О невидимом граде Китеже написаны живописные полотна (М. Нестеров, К. Горбатов), о нем поют барды и рок-музыканты.
«К нам теперь заезжают не так часто, как хотелось бы, но уж коли заезжают, то не скоро покидают гостеприимный Краснокитежск». (С. Абрамов).
Замечательный режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн (в том числе автор «Ёжика в тумане») создал потрясающий мультфильм (1971 год). Мало того, что он на музыку Римского-Корсакова, но еще сделан на основе древнерусских фресок XIV—XVI вв.еков. На мой взгляд — совершенно отдельное и выдающееся произведение искусства, этот мультфильм. Называется он «Сеча при Керженце» (по названию одной из частей оперы Римского-Корсакова).
Немецкий кинорежиссер Вернер Херцог снял недавно фильм Bells from the Deep («Колокола из глубины»), в котором упоминается и эта легенда. Легенда о невидимом граде Китеже. Легенда о спрятавшемся от всякого зла городе. От зла захвата и от зла предательства — от самых страшных зол. Народная мечта о земном рае. Разве это не современно?