Место для рекламы

Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости.

Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…

Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком — таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился», — говорил Успенский.

На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия — «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.

Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка — птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.

У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», — рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом — уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной».

Образ дяди Федора стал предметом бурных споров — режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией — «Каникулы в Простоквашино» — к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии — «Зима в Простоквашино» — он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», — сокрушался Левон Хачатрян.

Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина — правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию — ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.

Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже — я бы еще подумал…». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, — гениальным Олегом Табаковым.

По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».

Опубликовала    13 апр 2018
2 комментария

Похожие цитаты

Частичка души из разных стран

Посткроссинг — движение, охватившее весь мир, набирает популярность.
Устав от скупых интернетно-телефонных «превед медведов» и «чмоки тя», сердце затосковало по живому, настоящему общению. Возродить эпистолярный жанр, а также наглядно передать живописное очарование родного края взялись организаторы проекта, созданного для обмена открытками жителями со всего земного шара. Его суть проста — посткроссер посылает подписанную открытку на выданный ему, как в лотерее, случайный адрес. И когда открытка…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  03 авг 2017

«Я не помогаю им натягивать колготки»: про самостоятельность ребенка

Если ребенок в шесть лет не умеет себе шнурки завязать, то это не про его косорукость, а про то отношения к нему родителей.

Когда дети могут сами научиться надевать колготки? А собирать рюкзаки в школу? Делать домашнее задание? Ходить за хлебом? Разогревать себе еду? Оставаться дома одни?

Все эти вопросы, на самом деле, не про детей, а про родителей — про их границы и доверие, страхи и комплексы, и, в конце концов, про их вз…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЮлия Горелова  30 сен 2017

КАК МЫ НЕ ОСТАВЛЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ «ВОЗДУХА»

Не хочет вообще ничего

«Не знаю, что с ним происходит, — с ужасом говорит моя подруга, идеальная мать только что окончившего школу сына. — Не хочет вообще ничего. Поступать не понимает, куда, ничем не интересуется. Спортом заниматься перестал, в руках все время телефон с игрушками, и отстаньте все от него».

Это — кошмар всех родителей выходящих во взрослую жизнь детей. Он часто повторяется в семьях друзей и знакомых, и родители тех, кто еще не дор…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЮлия Горелова  22 ноя 2017