О Чехове и грамматических ошибках.
Казалось бы, какая связь между первым и вторым? Сейчас объясню.
В сущности, я хочу поговорить о людях, которые очень любят исправлять чужие грамматические ошибки. Главное даже не то, что они любят исправлять, а то, что любят возмущаться. Пишут комментарий совершенно незнакомому человеку с истеричными возгласами «Доколе?!», «Как вы посмели?!» и «Исправьте немедленно!». Что меня поражает и одновременно возмущает в таких людях: они совершенно искренне считают, что если человек совершил грамматическую ошибку, то хамство с их стороны — допустимо. То есть на человека, написавшего «нравиться» вместо «нравится», или и вовсе сделавшего случайную опечатку, правила вежливости распространяться уже не должны.
Опечатку может сделать любой человек. Но я сейчас говорю совершенно не о том. Да, грамотность — это хорошо. Да, есть ошибки, которые нас раздражают. Но это никому не даёт права становиться хамом. ХАМИТЬ В ТЫСЯЧУ РАЗ ХУЖЕ, ЧЕМ НЕГРАМОТНО ПИСАТЬ. Пожалуйста, запомните эту нехитрую истину. Мне до сих пор не дано понять, почему это не всем очевидно.
Да, я тоже не в восторге, когда люди путают «тся» и «ться». Но, дамы и господа, это не преступление, не грех и даже не плохой поступок! Это просто несоблюдение неких условностей, не имеющих ни малейшего отношения к морали и, соответственно, к таким понятиям, как «хорошо» и «плохо». Притом не умышленное, а допущенное либо по незнанию, либо и вовсе совершенно случайно.
А теперь, собственно, о Чехове. Который, как известно, был Интеллигентом с большой буквы. Позволю себе привести две цитаты.
Цитата первая: «Интеллигентный человек — это не тот, кто во время званого обеда не прольёт соус на скатерть, а тот, кто это заметит, но не подаст вида…»
Полагаю, все догадываются, что это не только про соус? Отлично, в таком случае продолжим.
Цитата вторая: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.»
На этой цитате хотелось бы остановиться подробнее. Во-первых, человек, который хамит из-за увиденной грамматической ошибки, возможно, образован, но — не интеллигентен. Во-вторых, тему можно расширить и применить данную цитату к троллингу. Необязательно связанному с правилами грамматики. Существует подвид троллей, выискивающих ошибки — будь то в правописании, в описываемом писателем историческом контексте или в любой другой сфере. Такие люди нередко бывают образованными. Но это не делает их интеллигентными. Напротив, они чрезвычайно наглядно демонстрируют, как прав был Чехов, проведя грань между образованностью и интеллигентностью. Образованность, как выясняется, легко может сочетаться с бескультурием. Звучит парадоксально, но факт.
Ольга Куно, писатель и лингвист, чистосердечно признающий, что способен на опичатку.