«Рост материального богатства порождает лень, бездуховность и привычку убивать время. В основу развития человека должны быть положены вечные общечеловеческие ценности, берущие начало из христианских заповедей».
К.Д.Ушинский
В последнее время в нашей стране усиленно продвигаются международные интеграционные процессы. Особенно заметно их воздействие на детскую и молодежную среду. СМИ активно навязывают нам образцы «западного благополучного общества». В вузах поют хвалебные песни болонской системе образования, дающей молодежи небывалые по размаху возможности «успешной социализации», «мобильности» и «конкурентоспособности». Насаждаемая таким образом «рыночная идеология» воспитывает, в первую очередь, чрезмерную заботу о собственном престиже, о личной успешности.
А тут еще утверждения известных идеологов модернизации российской системы образования: «…Сегодня должно быть образование в так называемых школах неопределенности, где обучение строится на нестандартных, непредсказуемых ситуациях…» (А. Г. Асмолов — директор Федерального института развития образования, советник ректора НИУ ВШЭ). Или рассуждения такого рода: «Новым педагогическим принципом организации ценностного воспитания является отказ от надежды на школу как на основной элемент воспитательной деятельности. Сегодня на фоне угасания и ослабления традиционных институтов воспитания формируются и усиливаются новые институты трансляции ценностей: глобализированная культура, индустрия развлечений и свободного времени, интернет. (И.Д. Фрумин — научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, „Интеллектуальная нищета высоких стремлений“.)
И как результат — процесс утрачивания наших собственных российских традиций и ценностных устоев, забвение опыта предков, родной истории и культуры — не проходит для неокрепших умов детей бесследно. Мы наблюдаем, как на фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи происходит очень жесткое насаждение стандартов психологии „западного общества потребления“, формирование чужого, и порой чуждого нашей культуре мировоззрения, размывание традиционных основ нравственности, общественной отечественной морали и социального уклада жизни, которые многие поколения передавали естественным образом от отца к сыну. Какие ценности составляют мировоззренческий приоритет личности сегодня у современной молодежи, как они соизмеряются с ценностями предыдущих поколений, осуществляется ли преемственность традиций, — это те важные вопросы, без ответа на которые, думается, не решить проблемы воспитания молодежи.
Мировоззрение — это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации человека, отношение к себе, к людям, миру вообще, к труду, к своему месту в обществе. Именно мировоззрение определяет то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, оно направляет его активность. Миропонимание присутствует и на бессознательных уровнях психики народа, находя свое отражение в народных традициях, песнях, эпосе, в общественной нравственности. Основой миропонимания, мироощущения являются бессознательные уровни психики или как говорят психологи „коллективное бессознательное“ народа».
По мнению психолога, психиатра и философа Карла Густава Юнга, в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, т. е. кроме личных свойств, унаследованных у родителей, живут в человеке и свойства его далеких предков. У каждого народа свои культурные устои, та первооснова, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке. В русской культуре глубинные архетипы основаны на православном миропонимании. По мнению русского философа Ивана Александровича Ильина в России традиционно на первом месте стояли идеалы сострадания, милосердия, добра, нравственной чистоты и красоты. И если не принимать во внимание опыт этих архетипов, если пренебрегать духовно-нравственными традициями народа, то это может привести к тяжелейшей патологии личности. Сегодня это звучит для граждан России особенно актуально, так как в результате известных перемен архетипические основы нашей культуры оказались под угрозой слома, что сказалось негативно на психике людей.
Психологи И. Медведева и Т. Шишова, работая с детьми, обнаружили, что психика детей, родители которых восприняли чуждые нашей культуре жизненные принципы, находится в «аварийном» состоянии. На сознательном уровне ребенок принимает то, что ему говорят взрослые, родители, что он видит по телевизору, впитывают западную систему ценностей. А на бессознательном — происходит протест против того, что их глубинная родовая память опознает как недолжное, чужеродное, и происходит столкновение, «сшибка», внутренний конфликт, который выражается в невротической симптоматике, в невротическом поведении. Отсюда рост и обострение страхов, неврозов, повышение тревожности, агрессивности, психических заболеваний и суицидов в молодежной среде. Эти мысли подтверждают и результаты нашего исследования психологического состояния студенчества, проведенного в Донском государственном техническом университете. Так, в сентябре 2017 г. специалистами Психологической службы университета было проведено исследование, цель которого изучить индивидуально-типологические характеристики и особенности межличностных отношений первокурсников для выявления студентов «группы риска» по следующим факторам:
· склонность к аддиктивному (алкогольная и наркозависимости) поведению;
· депрессивные и суицидальные тенденции;
· склонность к агрессивному, конфликтному поведению;
· склонность к отклоняющему поведению и экстремизму.
В исследовании приняли участие 1094 студента. В результате исследования были получены следующие результаты.
В первую очередь, были выделены две группы студентов, так называемой «группы риска». Это те студенты, которые имеют психологические проблемы и нуждаются в психологической поддержки и помощи.
«Группу риска» 1 составили 18% студентов-первокурсников, склонных к депрессивно-тревожным реакциям, фиксированным страхам, возможности аутоагрессии и суицидальных тенденций. Среди этой группы можно выделить студентов, у которых социальная беспомощность и высокая личностная тревожность в сочетании с дефицитом моральных и этических норм может приводить к аддиктивному поведению (алкогольной и наркозависимостям).
«Группу риска» 2 составили 19% студентов-первокурсников, склонных к агрессивному типу реагирования на стрессовые факторы, склонных к аффективным вспышкам. У этих молодых людей наблюдается крайняя степень конфликтности и агрессивности, причем при выраженной ригидности нервных процессов это может стать благодатной почвой для проявлений экстремизма.
В результате исследования также был выявлен общий психологический портрет современного студента-первокурсника.
Так, современные первокурсники — это активные, спонтанные, амбициозные молодые люди, с высоким уровнем притязаний, выраженным эгоцентризмом, но со сниженным
волевым контролем, низким уровнем личностной ответственности и высоким инфантилизмом.
Большинство из них эмоционально неустойчивы, часто встречаются студенты либо со склонностями к истерикам и демонстративному поведению, либо с астено-невротическими реакциями (повышенной тревожностью, выраженным внутренним конфликтом).
У многих наблюдается отсутствие психологических навыков, необходимых для преодоления сложных жизненных ситуаций, низкая стрессоустойчивость.
По результатам данного исследования мы можем говорить о некотором общем смещение «психологической нормы» в сторону патологии. Причем, если сравнить с результатами подобных исследований прошлых лет, можно утверждать, что с каждым годом увеличивается общая невротизация молодежи.
Почему это происходит? В чем причина такого психологического состояния молодых людей?
Сегодня, психологи наблюдают четкую причинно-следственную связь между ростом невротизации, депрессивного, агрессивного поведения у детей и молодежи и тем информационным потоком, который ежедневно, ежечасно обрушивается на людей.
В виду высочайшей эффективности и распространения телемоделирования, важную роль в формировании человеческого поведения играют средства массовой информации: телевидение, интернет, сетевые технологии.
СМИ сегодня — важнейшее средство формирования мировоззрения людей через информацию, метафору (зрительный и звуковой образ). Согласно теории социального научения люди приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения, которые демонстрируются и пропагандируются СМИ, и которые входят в противоречие с традиционными ценностями, с христианскими критериями нравственности. Испокон веку детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное сопровождали моралью. Это азы педагогики. В современных мульфильмах, фильмах, компьютерных играх эти принципы последовательно нарушаются. В современном мире неправильное, агрессивное, хамское, неадекватное поведение демонстрируется постоянно и становится нормой. Зло постепенно становится нормой, а то и добродетелью; происходит стирание границ добра и зла, то, что раньше было плохо — теперь хорошо и даже модно. Люди сейчас, особенно дети, молодежь очень уязвимы, они находятся в очень жестком, агрессивном информационном поле. Посредством СМИ происходит манипуляция общественным сознанием, когда порок искусно замаскирован под добродетель. Люди интуитивно чувствуют ложь, но сами находятся под влиянием этих пут, как в тумане.
Еще И.А. Ильин писал о том, что трагедии народов и государств, обычно, начинаются с разрушения духовных устоев, с внедрения в народное сознание чуждых ценностей, ложных идей, и неприемлемых для их достижения способов. Наш современник, ученый, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер выделить два основных признака информационного, психологического порабощения народа:
1) Навязывание народу чужой культуры: языка, искусства, мыслей, чуждых традиций и обычаев, чужих героев, чуждых праздников, духовности, чуждых вероучений, религиозных практик, идеологии сект, иного образа жизни.
2) Дискредитация, уничижение, высмеивание, искажение, забвение нашей родной культуры: языка, искусства, истории, спорта, игр, обычаев, традиций, наших героев, праздников, духовности, нашего образа жизни.
Наши дети впитывают западную систему ценностей с потребительской психологией и культом денег, идет перепрограммирование, перекодирование сознания молодых людей. Мы считаем, что отказ от традиционной нравственности не может пройти бесследно для молодых людей и приводит к общей невротизации современной молодежи.
Анализируя вышеизложенные данные, можно утверждать, что после вступления на путь рыночного и демократического развития Россия, как и большинство стран мира, попала в сферу распространения глобальной массовой культуры с ее ориентацией на потребление и гедонизм. Влияние ценностей этой культуры сегодня на российское молодое поколение настолько велико, что она отодвигает в сторону традиционные авторитеты — семью, церковь, мораль, равно как и спектр нормативных ограничений, связанных с ними, выставляя на передний план ценности потребления и удовольствия.
На наш взгляд, сегодня приоритетной задачей государства в вопросе воспитания детей и молодежи, в сфере образовательной и семейной политики должно стать, в первую очередь, принятие конкретных мер по оздоровлению нравственной ситуации в медиасфере.
Мария Петровна Литвиненко, Донской государственный технический университет, к.пс.н., руководитель Психологической службы.
Наталья Юрьевна Склярова, Московский педагогический государственный университет, к.п.н., советник ректора