Конечно, «профессиональные» красавицы были всегда. В начале XX века высший свет рукоплескал балерине Матильде Кшесинской и не мог устоять перед российской киноактрисой и звездой немого кино Верой Холодной. Но в нашем обзоре речь пойдёт о других женщина — о представительницах мира богемного и интеллектуального, которые своим выделялись своим чувством стиля и незаурядностью.
1. Зинаида Гиппиус — русская Сапфо
Во времена, когда женщины носили исключительно платья, она испытывала слабость к мужским псевдонимам и обожала брюки. В любви часто подражала примеру Сапфо, что совсем не стало помехой для счастливой полувековой совместной жизни с Дмитрием Мережковским. Вопреки стереотипам о неприличии, Зинаида увлекалась папиросами.
В загородном доме Гиппиус предпочитала надевать матросскую блузку со штанами. И несмотря на явное выделение из «толпы», дамы, проживающие по соседству, со временем свыклись с подобным стилем Зинаиды. Благодаря своему образу и поведению она воплощала собой истинного андрогина, что выделяло ее стихи еще больше.
Самой себе Зинаида, безусловно, нравилась, и любовь к себе она совсем не скрывала. Если Гиппиус и надевала платья, то не общепризнанного фасона, а «собственного». Ее убор обязательно обтягивал тело как вторая кожа, имел оборки и рюши. Из воспоминаний Сергея Маковского: когда ей опостылела коса, Зинаида придумала «свою» прическу, придавшую ей чудной лохматый вид — завитки прядей разлетались по разным сторонам. Привносило красок и то, что Гиппиус временами красила волосы в рыжий и нередко перебарщивала с косметикой, что так же по тем временам причислялось к моветону.
2. Наталья Гончарова — амазонка авангарда
Между красотой и удобством в одежде, Наталья всегда выбирала последнее, поэтому и предпочитала чаще носить мужской вариант костюма. В жизни художницы был случай, когда та обратилась к своей кузине с просьбой пошить платье из красивой ткани к выставке, но последняя, сославшись на занятость, отказала. Кто-то, возможно, и расстроился бы, но только не Гончарова, которая, без лишних раздумий, сама соорудила себе наряд, просто проделав прорезь для головы и сшив полотно по бокам.
Но несмотря на такое пренебрежение к своему внешнему образу, Гончаровой поклонялась молодежь того времени и возводила ее чуть ли не в ранг «иконы стиля», стремясь подражать ее внешности. Наталья ввела в моду платья-рубашки и в какой-то степени стала изобретательницей боди-арта. Ей нравилось создавать на лице рисунки и выходить с подобным творчеством в свет.
3. Ольга Глебова-Судейкина — звезда Серебряного века
Создается впечатление, что эта женщина просто соткана из множества талантов, в чем она только не реализовалась: одна из первых моделей, переводчица, скульптор, актриса, танцовщица. А по совместительству носила звание жены Сергея Судейкина (художник) и объекта трепетной подруги Ахматовой. Как описывал ее Артур Лурье, «Ольга являла собой воплощение утонченной эры Петербурга на старте 20-го века, словно мадам Рекамье».
Наряды Ольги моделировались лично ее мужем-художником, который любил ее до беспамятства. Стоит ли говорить, что образы этой женщины поражали своей красотой. Чего только стоит ее появление в «Бродячей собаке», на торжестве в честь рождества. На Ольге было бело-розовое платье, пошитое из тюля, с вышитыми бабочками бардового цвета — присутствующие были, мягко говоря, восхищены.
Интересно, но история умалчивает, кто шил наряды для Ольги. На эту тему среди дам-современниц велось много споров и не меньше выдвигалось предположений. В конечном итоге все договорились думать, что сам муж, методом наколки, и творил неземной красоты наряды суженной.
4. Паллада Богданова-Бельская — абсолютная женщина
Она не очень удачно пописывала стихи, зато ее салон был очень популярным. Еще в институтские года Паллада в тайне от всех, погрузившись в роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», представляла себя лордом Генри, только в юбке, и поведение ее было соответствующим.
Личная жизнь Паллады была очень разнообразной. Настолько, что даже Ахматова не симпатизировала подобному. Вызывающий яркий мейк, броских цветов шелка, бусы, перья, резкий аромат духов, кружева, браслет на ноге и перья — все это про образ Паллады.
Если хорошенько всмотреться, то можно увидеть, насколько хороша была бы эта женщина, но для этого нужно стереть с ее лица белила, мушки, румяна и толстые яркие синие полосы от карандаша — примерно так отзывался Георгий Иванов о Палладе. Не меньше он критиковал ее умение «ломаться» и наряды, но в тоже время признавал, что если все это забрать, то непонятно что после этого останется. Несмотря на это, она была автором рубрики советов о красоте для женщин и мужчин, которую публиковались в выпусках «Аргус»..
5. Мария Тенишева — меценат и модельер.
Княгиня занималась не только меценатством в художественной области, но и сама активно увлекалась искусством. Ее любовь к направлению а-ля рус выражена в каждой детали: как бы там ни было, официальные портреты Марии чрезвычайно аристократичны, в отличие от фотографий с русскими костюмами. В ателье Талашкино, где кроме вышивания еще окрашивали и ткали нити и полотнища, как раз изготавливали такие. Нельзя сказать, что изделия, выпущенные мастерской, полностью копировали народные — все же в них прослеживалось явное веяние модерна.
Как писала сама княгиня, когда они предложили применять более мягкие, изящные и гармоничные оттенки взамен используемых броских цветов ниток, местным мастерским это пришлось не по нраву. Они называли предложенную палитру мутной, но вскоре все изменилось, и они вошли во вкус.
Мария Тенишева была творцом моды и создавала все условия для воплощения творческого потенциала. Под ее предводительством в Москве был открыт магазинчик, где реализовывались кустарные изделия, а в начале ХХ века на выставке в Париже состоялся показ ее собрания предметов русской старины, куда вошли 6000 предметов. Это произвело неизгладимое впечатление, а некоторых увиденное вдохновило на создание целых коллекций. Творчество отразилось не только в одежде, но и в ювелирных украшениях. А вот до триумфа русского стиля, к сожалению, по ряду причин было еще далеко.
6. Анна Ахматова — поэтесса и модница
Анна Ахматова с ее гордым профилем была не только гениальной поэтессой, но и знатной модницей. Сама она признавалась: «Я всю жизнь делала с собой все, что было модно». Но она не просто следовала моде, а удивительным образом выбирала то, что подходит именно ей.
Когда после революции, уже в 1920, парижские туалеты исчезли с советских улиц, Ахматова переживала: «А вдруг в Европе за это время юбки длинные или носят воланы. Мы ведь остановились в 1916 году — на моде 1916 года». Но даже в то время Ахматова умела быть разной и даже в «старых худых башмаках и поношенном платье» всегда была на высоте.
Источник: