В действительности, мешать может очень многое. Но прежде, чем следовать хотя бы одному из приведённых здесь советов, хорошенько задумайтесь на тему: какова Ваша цель в творчестве? Чего бы Вам хотелось добиться? Какие результаты получить?
От ответов на эти вопросы будет зависеть, насколько вообще Вы нуждаетесь в чьих-либо рекомендациях. Может быть, Вы совершенно самодостаточны. Знаете что и для чего делаете. Тогда подобные рассуждения способны вызвать у Вас негативные эмоции. А стресс, волнения и тревоги — не лучшее подспорье при чтении.
Итак, если Вы для себя всё уже решили и с самоанализом покончено, то давайте перейдём к тому, что же, как правило, становится камнем преткновения для человека, пишущего стихи?
Начнём, пожалуй, по порядку. Самое главное — желание написать хорошо. Если Вы всё время сосредотачиваете внимание на мысли о необходимости соблюдать ритм и размер, придерживаться некой оригинальной формы, вкладывать неординарный смысл в своё произведение, то в результате ничего путного, скорее всего, не выйдет. Любое творчество, будь то создание компьютерной программы или сочинение поэмы, прежде всего, требует полного погружения в процесс.
Поэтому расслабьтесь, абстрагируйтесь от окружающей действительности. Закройте глаза и представьте себе сюжет будущего стихотворения. Например, Вы хотите написать посвящение любимой девушке. Припомните до мельчайших подробностей её черты, движения, жесты, манеру говорить, одеваться, вести себя. Мысленно поместите свою героиню, допустим, на пляж. В шезлонг под пёстрым зонтиком. Вокруг шумит море, шелестит под ветром золотой песок, синеет небо… И золотисто-рыжие лучи жгучего солнышка рассыпаются сияющими бликами по гладкой загорелой коже. Увидите, что этот красочный мыслеобраз весьма подстегнёт Ваше вдохновение и поможет быстрее найти нужные слова.
Второй по значимости бедой, одолевающей юные дарования, на мой взгляд, является упорное стремление соблюсти все придуманные правила стихосложения. Почему-то считается, что стихотворение, написанное согласно классическим канонам, при любых обстоятельствах будет гармоничным и благозвучным. В связи с этим многие начинают свою карьеру поэта с того, что прилежно изучают учебники по стихосложению или заканчивают литературные институты. Как показывает практика, знание литературных приёмов и безукоснительное следование им — это ещё даже не половина дела.
Не надо старательно высчитывать количество гласных и согласных в строке. Не стоит художественно выстукивать по столу ритм стихотворения. И тем более незачем мучительно припоминать: как называется размер, которым Вы сейчас пользуетесь? Всё это, конечно, неплохо знать для повышения общеобразовательного уровня и пополнения теоретической базы, однако в самом творчестве, идущем из глубины души, подобная наука бессмысленна и бесполезна. Она только сбивает настроение, опускает с заоблачных высот стремительного полёта сказочного Пегаса на грешную и бренную Землю. Придавливает осознанием собственного несовершенства, ограничивает заранее установленными рамками, фактически лишает свободы выбора и права на персональное изобретение.
Выбросьте из головы все наукообразные гипотезы. Освободитесь от гнёта жизненного опыта, подавляющего Ваше воображение своими циничными насмешками над романтическими представлениями о реальности. Целиком и полностью отдайтесь во власть девяти прекрасных древнегреческих муз, которые обязательно придут к Вам и сядут рядышком, чтобы помочь и подсказать, если что-то пойдёт не так. Девиз поэта: «Думаю чувствами и чувствую мыслями».
Ещё одним существенным препятствием на пути к славе и красоте изложения оказывается отсутствие достаточного лексического запаса. Если обратиться к исследованиям социологов в данной области, то мы увидим, что современный человек в возрасте от 16 до 25 лет, главным образом, задействует в своей обыденной речи лишь несколько тысяч слов, тогда как русский язык в сотни тысяч раз богаче. Отсюда и неубедительность в стихотворениях, и неуверенность автора, и шероховатости в стилистике.
Чтобы избежать этой напасти, следует как можно больше времени уделять чтению. Книги — вот неисчерпаемый источник не только новых знаний, но и обогащения повседневной лексики. Кроме того, есть и другой вариант — прибегать к словарям, энциклопедиям и специальным программам, которые называются «Помощник поэта». К примеру, одна из них функционирует на национальном сервере современной поэзии
Помимо этого, отдельного упоминания заслуживает проблема подбора рифм. Часто молодые поэты (да и не они одни) прибегают к широко распространённым клише, стереотипным или устоявшимся выражениям. К ним можно отнести, например, такие пары, как «Любовь-кровь», «Судьбой-тобой», «Города-никогда» и т. д. Подобная практика вряд ли способна украсить поэтическое произведение и доставить эстетическое удовольствие как самому автору, так и его читателям.
Выход, безусловно, есть и из этого тупика. Он заключается в смелых экспериментах со словами и созвучиями, в использовании непрямых рифм или многозначных слов («Ключ», «Блок», «Лук», «Пол» и т. п.), избегании рифмовки глагольных форм, которые, говоря по правде, легче всего ей поддаются.
Это, разумеется, далеко не единственные причины, по которым у начинающих или уже относительно опытных стихотворцев ничего не получается. К настоящему перечню, пожалуй, необходимо добавить и чрезмерное увлечение экзальтацией или эпатажем, особенно присущие поэтессам, и эмоциональную сдержанность или грубоватую чеканность, в которых чаще замечены мужчины, и ряд иных недостатков, которые, впрочем, вполне могут компенсироваться искренностью, живостью, эффектностью и доступностью, почти физической близостью изложения, вызывающего у читателя невольное отождествление себя с персонажем стихотворения.