Место для рекламы

КАК МЫ НЕ ОСТАВЛЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ «ВОЗДУХА»

Не хочет вообще ничего

«Не знаю, что с ним происходит, — с ужасом говорит моя подруга, идеальная мать только что окончившего школу сына. — Не хочет вообще ничего. Поступать не понимает, куда, ничем не интересуется. Спортом заниматься перестал, в руках все время телефон с игрушками, и отстаньте все от него».

Это — кошмар всех родителей выходящих во взрослую жизнь детей. Он часто повторяется в семьях друзей и знакомых, и родители тех, кто еще не дорос до возраста принятия решений, начинают «во избежание» еще сильней стараться — загружать ребенка занятиями, записывать его туда и сюда, нанимать ему педагогов и заранее выбирать для него то, что он должен захотеть.

Оберегать от ненужных знакомств, от кажущихся нам «неправильными» детей, сопровождать или возить в школу или из школы до того возраста, когда в прошлые века уже женились или воевали, оставлять в холодильнике готовый обед и звонить каждые полчаса — думать за него, решать за него, жить — за него.

А он — не хочет. Не хочет ничего. Он хочет лежать на диване и чтоб его не трогали. Он не хочет выбирать профессию, не хочет зарабатывать деньги, не хочет проявлять интерес ни к рисованию, ни к музыке, ни к языкам, ни к спорту, ни к наукам, ни к чему-то еще, что должно быть так интересно всякому взрослеющему человеку, по мнению родителей.

«У нас учебный год»

На самом деле сейчас я скажу крамольную мысль — я понимаю таких молодых людей. Я понимаю, что человек может хотеть лежать на диване. Но человек, готовый к жизни, отличается от неготового вот чем — первый лежит, чтобы отлежаться и принять какие-то решения. Второй будет лежать вечно, потому что принимать решения он в принципе не умеет. Не научен. За него их всегда принимали родители.

Еще одна моя знакомая, тоже неработающая мама, с некоторым вызовом и уверенностью в собственном превосходстве над другими, менее старательными родителями, говорит о том, что она не может себе позволить лишний раз встречаться с подругами или, скажем, пойти в спортзал или на танцы, потому что «у нас учебный год».

«У нас» — это у нее и ее четырнадцатилетней дочери. Мама до сих пор не доверяет девочке ключи от квартиры — «рано», провожает ее в школу и встречает оттуда (а то прогуляет), водит в «художку» и куда-то там еще, а если, паче чаяния, оставляет дочь дома одну, то звонит каждые полчаса, сообщая, под какой крышечкой оставлено какое блюдо, и перечисляя параграфы упражнений, которые нужно сделать.

Слушая ее, я вспоминаю свою собственную маму, которая, будучи, кстати, очень заботливой и любящей мамой, говорила нам: «Я среднюю школу уже закончила, а теперь ваша очередь». И никогда не следила за тем, делаем ли мы уроки, не заглядывала нам в дневники, да оно, в общем, и не нужно было — мы неплохо выруливали сами.

Все кружки и секции мы выбирали сами, как нам это удавалось — в 10 лет решить, что ты хочешь, и самому туда записаться — уж и не знаю. Мама настояла только на музыкальной школе для брата и на дополнительном английском для меня — ни он музыкантом, ни я филологом так и не стали, но я самоучкой из зависти к занятиям брата научилась музицировать на фортепиано, а брат, никогда не имевший репетиторов по английскому, шпарит на нем много лучше меня.

Мы не оставляем нашим детям «воздуха»

Стремясь записать свое чадо на максимально возможное число «нужных» занятий, увы, огромная часть родителей забывает, что самое главное, что мы должны дать ребенку, — это не директивы, а умение делать выбор, умение чего-то хотеть и искать к желаемому пути и — умение быть счастливым в разных обстоятельствах, что по-другому называется еще и «самодостаточностью».

Все это наши дети не умеют, потому что мы всегда делали это за них, а им не оставляли времени и возможности. Мы всегда жили за них и оберегали от ситуаций, в которых от них самих хоть что-то бы зависело.

В итоге в момент, когда человек ощутил себя достаточно взрослым, чтобы хоть как-то «делать так, как он считает нужным» — он неосознанно выбирает самый понятный путь — вот такой «лежачей забастовки».
Мы не оставляем нашим детям «воздуха» — свободного времени, возможности подумать, порефлексировать. Их жизнь заполнена нашими амбициями, а не нашими реальными интересами.

Искренне увлекающиеся чем-то дети вырастают в тех семьях, в которых родители сами увлекаются чем-то и вовлекают в свои хобби и даже работы своих детей. Не назидательно, не насильно, не лицемеря, просто дети сами хотят делать то же самое, что и родители, и тут срабатывает эффект «забора Тома Сойера».

Вы делаете что-то не для ребенка, а для себя, потому что это интересно вам лично — разводите рыбок, собираете гербарий, чините мотоцикл в гараже, музицируете, изучаете языки, рисуете — и ребенок тоже хочет быть с вами и быть как вы.

Умение видеть поводы для радости

Одна многодетная семья на моих глазах проходит этапы увлечения то горным туризмом (ездили на Алтай и Кавказ с палатками и альпенштоками) — дети при этом проштудировали кучу книг и сайтов по выживанию и теперь их запросто можно брать в «Лиза Алерт», то через год мама семейства внезапно увлеклась пушкинистикой, читала детям вслух Тынянова — на лето уехали в Пушкинские Горы и совершили «паломничество» в Питер в последнюю квартиру поэта.

Что они там себе придумают в следующем году, будут ли петь всей семьей хором или встанут на лыжи — неизвестно, но понятно, что эти дети вряд ли встанут перед мучительным нежеланием делать какой-либо выбор. Скорее они будут думать, из чего выбирать — все такое интересное.

Это выглядит порой забавно, но детям при этом остается в наследство не только несколько стихийно выученных стихов великого поэта, но и умение увлекаться чем-то новым, исследовательский дух и, как следствие — умение не впадать в праздность и бездеятельную тоску.

Не у всякой семьи есть деньги на дополнительные уроки, дорогие кружки и тем более репетиторов. Но всякая семья может, например, пойти с детьми в поле с ботаническим справочником и не заставить изучать, а заинтересовать ребенка растениями, собрать гербарий — но для этого нужно самому интересоваться каждым цветочком (и в буквальном и в переносном смысле).

Не кружки и репетиторы пробуждают в ребенке интерес к деятельности, а заразительный азарт и интерес к этому его самых близких людей. Не лишение ребенка всякого свободного времени во имя постоянного натаскивания на нужные знания, а возможность побыть одному, подумать, попереживать, включить свою собственную личность. Иногда для этого действительно нужно день пролежать на диване, и мысль о том, что никто не будет винить или пилить, если ему нужно остановиться и задуматься — нужно до ребенка тоже донести.

Не нотации, не деньги и не сотый дорогой подарок сделают нашего ребенка живым, счастливым и стремящимся к цели, а умение находить поводы для радости и видеть цели. Видеть смысл и счастье в самых что ни на есть простых вещах, которые нужно научить находить и брать у жизни самому. Без педагогов и репетиторов.

Просто потому, что так умели делать мама и папа, бабушка и дедушка.

Если умели.

Маша Стрельцова

Опубликовала    22 ноя 2017
18 комментариев
  • Аватар LaBeLLa
    7 лет назад
    Очень правильная статья!!!)
  • _
    _Алесь
    7 лет назад
    Отличный пост. Старшая такая же. "Я вас не трогаю и вы меня не трогайте".
  • Аватар ЕсеNия
    7 лет назад
    Никогда и ничего не навязывала своей дочери, все решала и делала сама по желанию. Мне оставалось только подержать ее, ну, или смириться, если мне что-то не нравилось... а было и такое время у нас, черно-розовые сопли(ЭМО) Я тогда себе сказала - подрастет, перебесится...так и вышло))
  • Аватар Swetla angel
    ЕсеNия
    7 лет назад
    Мой выкрасился в цвет вороного крыла,ходит с хвостиком,в ухе серьга.
    Запретить?!
    Не буду,не потому,что вседозволенность и можно делать все,
    что хочу.
    Хочет выделиться на фоне остальных?!
    Может быть.
    Объявляет мне или окружению протест?!
    Трудно сказать.
    Я тоже была не пай-девочка,но мама меня отпускала в свободное плавание,наблюдая при этом с берега в бинокль,чтобы не унесло в открытый океан.
  • Аватар ЕсеNия
    Swetla angel
    7 лет назад
    Да мы ведь все прекрасно знаем, что категоричные запреты ни к чему хорошему не приводят. Я этот эмопериод тоже с трудом переживала, но понимала, что запрещать бесполезно и будет еще хуже.А стала взрослеть, захотелось самой уже платья, каблучки, цвета другие...так потихоньку и отошло все на дальний фон. ну, без косяков, конечно же, не обошлось) Сама теперь с улыбкой вспоминает, а я так никогда не забуду точно))
  • Аватар Юлия Горелова
    ЕсеNия
    7 лет назад
    Я пока только начинающая мама). Но пытаюсь, не навязывать, не хочет играть с куклами, и не надо, покупаю грузовики.. ребенок довольный катает их )) дальше видно будет) мне, конечно, хочется и на танцы ее отдать и на плавание, но пусть сама смотрит, нравится или нет))
  • Аватар ЕсеNия
    Юлия Горелова
    7 лет назад
    Верным путем, Юленька, идешь) Так и придерживайся. Я всегда для дочери была больше подругой, наверно, чем мамой. И от этого наши взаимоотношения только лучше становились. Но это не значит, что она делала все, что хотела, ни в коем случае. Она у меня довольно-таки в строгости воспитывалась. Вроде бы и не отказывали ни в чем, но и лишнего не позволялось. Во всем должна быть мера. Щас вспоминаю, что в детстве тоже куклами особо не игралась, все больше дедушкиными железяками на верстаке)))
  • Аватар Hиколай
    Юлия Горелова
    7 лет назад
    :-))) у меня тоже, дома полный автопарк! :-))) хотя, кроме меня, одни девки... :-))) а мои-то тачки исключительно, на улице припаркованы... ;-)))

Похожие цитаты

Как научиться никогда не злиться

Отношения с людьми не всегда складываются так, как хотелось бы. Представьте: вы стоите нос к носу с человеком, который буквально вскипает от злобы и кричит на вас; и все, чего вам хочется, — ответить ему тем же. Но, накричав в ответ, вы никак не улучшите ситуацию. Как же взять себя в руки и удержаться? Для этого есть несколько решений, и лишь одно из них — правильное.

1. Подавить свой гнев. Однозначно плохая идея. В этом случае вы просто цедите сквозь зубы: «Все в порядке» и пытаетесь продолжа…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЕсеNия  04 дек 2016

Частичка души из разных стран

Посткроссинг — движение, охватившее весь мир, набирает популярность.
Устав от скупых интернетно-телефонных «превед медведов» и «чмоки тя», сердце затосковало по живому, настоящему общению. Возродить эпистолярный жанр, а также наглядно передать живописное очарование родного края взялись организаторы проекта, созданного для обмена открытками жителями со всего земного шара. Его суть проста — посткроссер посылает подписанную открытку на выданный ему, как в лотерее, случайный адрес. И когда открытка…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  03 авг 2017

«Я не помогаю им натягивать колготки»: про самостоятельность ребенка

Если ребенок в шесть лет не умеет себе шнурки завязать, то это не про его косорукость, а про то отношения к нему родителей.

Когда дети могут сами научиться надевать колготки? А собирать рюкзаки в школу? Делать домашнее задание? Ходить за хлебом? Разогревать себе еду? Оставаться дома одни?

Все эти вопросы, на самом деле, не про детей, а про родителей — про их границы и доверие, страхи и комплексы, и, в конце концов, про их вз…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЮлия Горелова  30 сен 2017