Братские союзы
Братья и сестры, которые перешли от совместных детских игр к совместному творчеству, — не редкость в российской истории. Вспоминаем, что стало наследием таких художественных тандемов.
Рубинштейны
Оперная прима Полина Виардо называла братьев Антона и Николая Рубинштейнов лучшими музыкантами Европы. Их путь к успеху начался ещё в раннем детстве: мать обучала сыновей игре на фортепиано с малых лет. Антон Рубинштейн дал свой первый концерт в десять лет, а позже отправился с выступлениями в Европу, где играл даже при королевских дворах. Сам Ференц Лист называл мальчика своим наследником. Когда подрос Николай, который был младше Антона на пять лет, мальчики стали выступать вместе. Слушателями их концертов были и Николай I, и Феликс Мендельсон, и Фридерик Шопен. Антон Рубинштейн проявил себя и как талантливый композитор: он написал 13 опер, 6 симфоний, сотни фортепианных пьес и романсов. Но главным наследием братьев Рубинштейнов для отечественной культуры стала открытая в 1862 году Антоном Рубинштейном первая консерватория в Петербурге, которая положила начало высшему музыкальному образованию в России. А в 1866 году консерватория открылась и в Москве — её директором стал Николай Рубинштейн.
Жемчужниковы
Создателями известного литературного проекта «Козьма Прутков» были Алексей Толстой и братья Жемчужниковы — Алексей, Владимир и Александр. Между собой Толстой и Жемчужниковы тоже были братьями, но двоюродными. Под литературным псевдонимом Козьмы Пруткова вышло большое количество афоризмов, басен и пародий. У мифического автора было собственное собрание сочинений и даже вымышленная биография. Большая часть этих произведений — плод коллективного творчества, поэтому степень участия каждого из братьев в создании фигуры Козьмы Пруткова оценить крайне сложно. Впоследствии братья работали и по отдельности: Владимир и Алексей проявили себя в публицистике, а Александр — в поэзии.
Гнесины
Ольга, Елена, Евгения, Мария и Елизавета Гнесины.
Белла Флетзингер-Гнесина была подающей надежды певицей и пианисткой, ученицей Станислава Монюшко, но оставила карьеру ради воспитания 12 детей. Большое внимание она уделяла развитию их музыкальности — и в итоге семеро её детей сделали музыку своей профессией. Три старшие дочери Елена, Евгения и Мария в 1895 году основали частное музыкальное училище, которое позже получило имя Российской академии музыки имени Гнесиных. В училище Евгения Гнесина заведовала фортепианным отделением и осуществляла общее художественное руководство. Она создала собственную методику обучения игры на инструменте и издала свою «Фортепианную азбуку». Её учениками были Арам Хачатурян и Лев Оборин. Елизавета Гнесина преподавала скрипку и руководила оркестром. В более поздние годы в преподавательский состав вошли и другие члены семьи Гнесиных.
Бурлюки
Владимир, Давид и Николай Бурлюки
В 1910−20-е братья Бурлюки — Владимир, Давид и Николай — были яркими участниками художественной и литературной жизни России. В эпоху Серебряного века даже существовал термин «бурлючество»: Бурлюки стали основоположниками русского футуризма и неизменно эпатировали публику поэтическими сборниками и художественными выставками. Самый яркий из братьев — Давид Бурлюк был одинаково талантливым живописцем и поэтом, он прожил долгую жизнь и написал интереснейшие воспоминания о своей семье. Поэта Николая Бурлюка характеризовали как «таланта второстепенного», который в основном «помогал братьям в теоретизации их живописных статей». Владимир Бурлюк был художником, причем, как считали современники, более одаренным, чем его старший брат Давид. Свой след в искусстве оставила и сестра Бурлюков Людмила. Она окончила Академию художеств и участвовала вместе с братьями в разнообразных выставках, но, выйдя замуж, посвятила себя семье.
Веснины
Братья Александр, Виктор и Леонид Веснины были дружны с раннего детства. Всех их интересовало изобразительное искусство, которое впоследствии переросло в совместное увлечение архитектурой. Братья работали в стиле конструктивизм, который только зарождался в 1920-е годы. Они спроектировали Дворец Труда (к сожалению, он так и не был возведён), стали авторами типовых домов, которыми был застроен московский посёлок Сокол, построили Дворец культуры ЗИЛ, универмаг «Мосторг» на Красной Пресне и многие другие объекты. После смерти старшего брата Леонида Александр и Виктор продолжили работать вдвоём. Наибольших успехов добился Виктор Веснин — он стал председателем Союза архитекторов СССР и первым президентом Академии архитектуры СССР.
Стругацкие
Прежде чем объединиться в творческий тандем, братья Стругацкие пробовали писать по отдельности. Аркадий Стругацкий создал «Находку майора Ковалёва», но это произведение было утеряно в годы блокады Ленинграда. Больших успехов они смогли добиться в соавторстве. Первой общей книгой братьев стала «Страна багровых туч», а последовавшие за ней повести «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и «Обитаемый остров» до сих пор остаются хитами отечественной фантастики. Впоследствии Аркадий Стругацкий написал несколько произведений под псевдонимом С. Ярославцев («Экспедиция в преисподнюю», «Подробности жизни Никиты Воронцова», «Дьявол среди людей»). Борис Стругацкий после смерти брата тоже писал самостоятельно: под именем С. Витицкого он издал романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».
Вайнеры
Другими известными литературными братьями были Аркадий и Георгий Вайнеры. Главными авторами детективов в СССР они стали не сразу: Георгий работал журналистом, а Аркадий служил в милиции. Так Аркадий в подробностях узнал жизнь обычного участкового, что помогло братьям создать множество правдоподобных образов и ситуаций на страницах книг. Первым произведением Вайнеров была повесть «Часы для мистера Келли», в нём и появился главный герой их детективной серии — следователь Станислав Тихонов. Следующее произведение о Тихонове «Ощупью в полдень» принесло им всесоюзную известность. Впоследствии братья Вайнеры написали еёе ряд историй об этом персонаже — «Я — следователь», «Не потерять человека», «Город принял». Одним из лучших произведений братьев считается повесть «Эра милосердия», которую они позже превратили в сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя».