Мераб Мамардашвили. О жизни(15.09.1930 - 25.11.1990) - советский философ, доктор философских наук.
Сквозная тема философии М.К. Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.
http://emosurf.com/post/6535
Мир не есть. Мир происходит.
* * *
Поэзия — это чувство собственного существования.
* * *
Природа не делает людей, люди делают себя сами.
* * *
Свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием.
* * *
В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя.
* * *
Бытие — это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!
* * *
Именно потому, что мы не можем быть богами, мы можем быть нравственными, именно потому, что есть полнота вины, мы можем быть ответственными, то есть свободными.
* * *
Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла.
* * *
То, что необъяснимо (т.е без причины) болит, и есть «душа», по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души.
* * *
Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить.
* * *
У Канта мышление сводится к трём правилам. Первое правило: мыслить самому; второе — мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслимое или на своё дело глазами другого. И третье правило: мыслить непротиворечиво.
* * *
Только то, что не является ничем из того, что мы видим, есть бытие, бытие того, что мы видим.
* * *
Пытаясь прояснить для себя, что значит эта радость, Пруст на первых порах понимает одно: она — признак истины. Но перевернем фразу: то, что истинно, вызывает радость, которая ничем конкретным не обоснована. Эта радость не оттого, что ты, голодный, съел печенье и стал сытым. И не оттого, что увидел какие-то три дерева. Это радость состояния, которое является твоим свободным состоянием, но возникло оно из твоей же собственной жизни. Значит, истина появляется тогда, когда твоя, действительно тобою испытанная жизнь как бы всплывает в тебе очищенная и ясная. Она — твоя.
* * *
Мир необратим, и то, что не извлечено сегодня не будет извлечено завтра. Более того, извлечь можешь только ты. Положиться на другого нельзя, потому что у него нет твоей темноты, а извлечь можно только из своей темноты, — у каждого темнота своя.
* * *
…поле нашего глаза бесконечно, и в этом поле мы видим то, что видит глаз. Но представьте стенку аквариума, в которой бесконечно отражается вода самого аквариума, — рыба не видит стенки, она бесконечно видит только воду. Потому что если бы она увидела стенку, то увидела бы и то, что она — в аквариуме. А она не видит, что находится в аквариуме.
* * *
А реальность врывается в аквариум или в мир рыбы, или в мир влюбленного, подобно тому как в реальном, действительном аквариуме появляется рука человека и вынимает рыбу из воды, которая ей казалась единственной и бесконечной. Куда бы она ни посмотрела — везде была вода, а тут вдруг — рука появилась и вынула ее из аквариума.
* * *
…один фундаментальный закон нашей жизни. Он состоит в следующем: к сожалению, мы почти никогда не можем достаточно взволноваться, чтобы увидеть то, что есть на самом деле. Увидеть облик реальности.
* * *
__________________
Справка.
Мераб Константинович Мамардашвили (15.09.1930 — 25.11.1990) — советский философ, доктор философских наук. Один из основателей Московского методологического кружка. В 1968—1974 — заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». По идеологическим причинам 1974 был уволен с этого поста. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР.
Большое духовное и образовательное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других ВУЗах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985−1990). Сквозная тема философии М.К. Мамардашвили — феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.
____________________
Некоторые комменты
…А здесь так тихо! Чей-то вздох усталый
Не потревожит память спящих лет.
Нет, не прошли они, они — остались,
А ты — прошёл, едва наметив след…
Благодарю за удовольствие встречи с Мерабом Мамардашвили! Мне он раскрыл суть многих процессов, явлений потока жизни, содержание взгляда на природу мышления. Разрешайте себе дарить нам встречи с умнейшими из умнейших. У нас совсем мало внимания к философии дела, которым заняты, к философии личности.
Дорогие люди, все мы такие разные, давайте будем добрее друг к другу. И давайте не будем судить, как рубить с плеча. Разве можно по афоризмам, надерганным не весть откуда, судить о философе?! Я немножко общался с Мерабом Константиновичем. Это было сознание на голову выше многих и многих, не говоря уже обо мне. Это был философ от бога, а то и мудрец. Говорил он, кстати, лучше, чем писал. Так что не судите строго по этим «афоризмам». Послушайте лучше его редкие видео на ютубе. Бог вам в помощь, познавайте, любите, дышите полной грудью. Да пребудет с вами доброта и дружелюбие!
Много пессимизма, на мой взгляд! Смешно, но мне больше нравятся высказывания Сократа, вот уж философ на все времена!
1 нед. 8 — 3
Грустно читать комментарии! Порадовали те, в которых люди искренне пытались ПОНЯТЬ смысл написанного Мамардашвили. Философия — это сфера творческой мыследеятельности человека, поэтому каждый в процессе прочтения и осмысления текстов стремиться СОЗДАТЬ свое понимание, т. е. тот смысл, который значим лично для него. Кстати о Сократе. Девизом его философствования было высказывание, высеченное над входом в дельфийский храм: «познай самого себя». Познавая себя, мы каждый раз умираем и заново рождаемся, но уже другими, более совершенными (надеюсь). Поэтому Мамардашвили, дополняя Сократа, прав: философствование — это размышление о смерти…
Слова, это всего лишь указатели направления, они обусловлены огромным количеством обстоятельств, и не могут однозначно отражать истину, Истиной или в истине можно только быть, именно поэтому любые слова проверяются бытием, даже не деланием, деланием одна форма проверяет другую форму на практике, на концептуальность. В философии Запада отсутствует жизнь вне формы, однако вне мыслительная «философия «существует в Восточной культуре тысячи лет, и в этом смысле наш общий друг, просто не сведущ, и в целом, в ЦЕЛОСТНОСТИ, не состоятелен, как и вся формальная философия, «философия формы «. Попробуйте Экхарт Толле «Сила момента сейчас », может для кого-то это станет откровением бытия, …как для многих, в том числе и для меня. С уважением ко всем,
Правота, это оценочная категория, зависит от эксплуатируемых концептов и парадигм, в жизни нет никакого смысла, поскольку смысл, это продукт мышления ума, а с умом человек не рождается, он его обретает в социальном взаимодействии. Ум это иллюзия, у него даже нет субстанции, мозг человека это субстанция сознания, а не ума. Сознание отражает через сенсорику то что есть, а ум отражает то, что думает о том, что есть, и думать он может всё что угодно, сколько умов (людей с индивидуальными умами) столько и мнений. Философия за тысячи лет так и не решила однозначно основные проблемы, у слова жизнь даже нет приемлемого для всех определения. В жизни можно быть, но знать жизнь невозможно, многие путают события и обстоятельства жизни с самой жизнью, в том числе и наш общий друг. Философия изживёт сама себя за ненадобностью, Люди только начинают осваивать трансцендентную зону бытия за пределами ума и материи в целом, и впереди планеты всей в этой области, надо полагать Экхарт Толле, есть смысл с ним познакомиться, я от него балдею, … в духовном смысле, в бытийственном, и вне ума, интуитивно спонтанно и не личностно, «я «это вынужденное обозначение «себя любимого «только для коммуникации. Рано или поздно Экхарта Толле будут преподавать в общеобразовательных школах, или что-то на его базе.
Вот пример ограниченности слов и разделения ими единого в попытке ухватить, описать это единое. Слова, как кирпичики: могут ли кирпичи отразить чувства бушующего моря или движение речки, — разве что зимой, когда вода замерзнет… Мир одновременно и ЕСТЬ, и ПРОИСХОДИТ, СТАНОВИТСЯ. Есть движение, жизнь, изменения. Ни одно условие не остается неизменным. И у человека все меняется, и человек меняется (меняет себя, — осознанно ли? понимая ли, что зачем?): источник своей жизни, своей радости, своего счастья.