Кто знает, как пошло бы развитие искусства гравюры, если бы не Альбрехт Дюрер, художник и график родом из Нюрнберга (Бавария). Он по праву считается величайшим мастером ксилографии (гравюра на дереве, либо оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры) в Европе.
В конце XV века Дюрер стал первым из немецких художников, кто работал в обоих видах гравюры: на дереве и на меди. В ксилографии Дюрер достиг неподражаемой выразительности и своих сюжетов и персонажей. Дюрер переосмыслил и реформировал традиционные приемы граверов и перенес на дерево методы, характерные для гравюр на металле.
Первым учителем Дюрера в создании гравюр стал его отец, золотых дел мастер (то есть ювелир). Затем, в возрасте 15 лет, художник поступает в мастерскую Вольгемута (1486 г.), где продолжает изучать технику создания гравюр на меди и дереве.
Путешествуя по Италии, Альбрехт Дюрер познакомился с работами Мантеньи, Лоренцо ди Креди, Полайоло и других мастеров. Это оказало столь сильное влияние на художника, что по возвращении из Венеции в 1495 году Дюрер начинает работу над целой серией гравюр.
Но не только итальянцы способствовали зарождению у Дюрера любви к гравюре. Многие приемы немецкий художник перенял у своего соотечественника, знаменитого немецкого гравера Мартина Шонгауэра. Его гравюры объединяли в себе ранний Ренессанс и позднюю готику. Именно у Шонгауэра Дюрер взял многие приемы по работе с металлом, но применил их к созданию гравюр на дереве, совершив целый переворот в ксилографии.
На своей гравюре «Носорог» художник так искусно передал характер и представления о звере с помощью резца, что рисунок надолго стал эталоном изображения этого африканского животного, хоть и содержал массу неточностей. Последнее не удивительно, так как немецкий мастер никогда не видел живого носорога.
Впрочем, на первое место в своих сюжетах Дюрер всегда ставил человека. Именно в гравюрах художник впервые обратился к обнаженной натуре. Конечно, назвать работы мастера эротическими гравюрами вряд ли будет уместно, однако извилистые напряженные контуры, ставшие визитной карточкой Дюрера, настолько выразительно передают фактуру, свет и тень, что персонажи гравюр буквально оживают.
Самое главное достижение немецкого художника — это превращение гравюры в подлинное искусство. Его работы «Мужская баня», «Геркулес», «Блудный сын» и многие другие считаются шедеврами. Также Дюреру приписывается создание гравюры «Танец смерти», созданной для «Книги Хроник» Хартмана Шеделя. Даже чисто ремесленный заказ от императора Максимилиана I на создание руководства по фехтованию Альбрехт Дюрер выполнил блестяще, создав уникальную «Книгу фехтования».
Гравюры Дюрера посвящены религиозным и мифологическим сюжетам, в них много аллегорий. Однако прежде всего работы немецкого художника и графика являют собой жанровые сцены с ярко выраженным местным колоритом. И в этом еще большая ценность гравюр, созданных в конце XV века Альбрехтом Дюрером, одним из величайших творцов эпохи западноевропейского Ренессанса.