После того, как летом 1942 года в Чукотском море открылась навигация, небольшая часть судов с ленд-лизовскими грузами, вышедших вдоль западного побережья Америки в Берингово море, была направлена в бухту Проведения, где формировались караваны для их ледовой проводки через Берингов пролив в Восточно-Сибирское море. И — дальше, в восточный сектор Советской Арктики, к Архангельску…
К сожалению, эта информация не была секретом для германского командования. Уже 16 июня 1942 года немецкий военно-морской атташе в Японии сообщил по своим каналам связи, что к берегам Камчатки из США прибыло около 20 транспортов со стратегически важными грузами. По данным радиоразведки, 1 августа эти суда, сформированные в большой караван, в сопровождении четырёх ледоколов вышли из Петропавловска-Камчатского курсом к Берингову проливу. Чтобы после него повернуть на запад.
Кроме того, в этот же период времени советское военно-морское командование для усиления Северного флота планировало провести с Тихого океана Северным морским путём лидер «Баку» и эскадренные миноносцы «Разъярённый» и «Разумный». В конвой ЭОН-18 (экспедиция особого назначения), кроме военных судов, входили также обеспечивающее транспортное судно «Волга» и переданный по ленд-лизу ледокол «Монкальм».
Если к этому добавить, что авиаразведкой Люфтваффе были обнаружены 10 транспортов, вышедших 8 августа из Архангельска в сквозное плавание через Певек и Игарку к американским берегам, становится понятным, почему Военно-морское командование Германии приняло решение провести в Карском море операцию «Вундерланд». Осуществить её планировалось силами тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» и сопровождавших его подводных лодок U-251, U-601 и подошедшей чуть позже U-255. Той самой, что утром 25 августа обстреляла полярную станцию на мысе Желания.
Лакомый кусочек мог обломиться немецким морякам. Только… Может, на штабных бумагах Кригсмарине всё было ровно, но… оказалось, что в этой проклятой России овраги — не только на суше. И в Карском море их — более чем…
Кроме «Александра Сибирякова» водоизмещением 1384 брутто-регистровых тонны (брт), записать себе что в актив карманный линкор так и не смог. Большего успеха добились сопровождавшие его подводные лодки, одна из которых, U-601, 24 августа северо-западнее острова Диксон потопила транспорт «Куйбышев» водоизмещением 2332 брт.
И потому дальше в Советской Арктике продолжали действовать только подводники Кригсмарине. Волки командующего подводным флотом Германии адмирала Карла Дёница. И действовали довольно активно.
В следующую навигацию, 1943 года, боевое дежурство в Карском море несли 13 подводных лодок. Только в августе и сентябре здесь одновременно действовало от 6 до 8 U-ботов. Такой концентрации стальных акул за всё время войны не было ни на Черноморском, ни на Балтийском театрах военных действий. Что красноречиво говорит о том, что Советскую Арктику командование Кригсмарине не считало второстепенным участком. И не только в этом, конкретном, году. В 1944-м немецкие подводные лодки обнаруживались советскими наблюдателями в Карском море 123 раза.
И эта активность приносила свои плоды. И победы, их победы. И наши поражения: более 20 транспортных судов и боевых кораблей за годы войны погибли в Западном Секторе Советской Арктики. Недаром полярные волки Карла Дёница получали свои боевые ордена. Как, например, награждённый рыцарским крестом командир U-957 обер-лейтенант Шаар, в ночь на 25 сентября 1944 года захвативший на полярной станции мыса Стерлигова ряд важных секретных документов, среди которых были и шифровальные таблицы.
Вот только… Чтобы перерезать арктическую трассу ленд-лиза, полярным волкам нужно было идти дальше. На восток. Дело в том, что по Северному морскому пути доставлялись не совсем обычные грузы. Их, вроде бы, было и не так много, если сравнивать с Дальним Востоком или Персидским заливом. За годы войны через Советскую Арктику было переброшено 452 тыс. дл. т. Но… Мал золотник, да дорог.
Одной из важнейших задач этого транспортного маршрута было обеспечение трассы перегона ленд-лизовских самолётов с Аляски до Красноярска. Не очень известного АЛСИБа (АЛяска-СИБирь), о котором Александр Рогожкин снял вышедший в 2006 году на большой экран и очень хороший фильм — «Перегон». По этой самой трассе протяженностью 6306 км с американского Фербенкса через Уэлькаль, Сеймчан, Якутск и Киренск в Красноярск было перегнано 8094 самолёта — 57% всех летательных аппаратов, полученных Советским Союзом по ленд-лизовской программе! Из этих самолётов на фронтах Великой Отечественной было сформировано 250(!) авиационных полков.
Но чтобы самолёты дошли до Красноярска, нужно было обеспечить нормальную работу промежуточных аэродромов, почти все из которых были построены на берегах крупных судоходных рек. Потому большая часть ленд-лизовских грузов шла до портов, что располагались в их устьях и где осуществлялась перевалка с морских на речные суда. АЛСИБ держался на водных коммуникациях, важнейшей составляющей которых был Северный морской путь. И чтобы перерезать его, полярным волкам Карла Дёница нужно было действовать не только в Карском море, но и в море Лаптевых.
Правда, есть подозрения, что были они и там. Можно даже сказать, что и не подозрения. Один из секретных опорных пунктов немецких подводников в конце 80-х годов был обнаружен неподалёку от Неелова залива, который через Быковскую протоку соединяется с дельтой Лены. А это уже море Лаптевых. И совсем недалеко от порта Тикси, через который шло почти 80% всех ленд-лизовских грузов арктического маршрута.
Очень вероятно, что в районе моря Лаптевых действовала оборудованная специальной радиоаппаратурой U-711. Её опорным пунктом как для радиоразведки, так и для стоянки и отдыха экипажа, могла быть та же самая бухта Неелова. Или остров Куба-Арыта. Или один из островов Дунай.
И ещё. Пока это только версия. Но… Почему бы и нет? Много ещё тайн хранит белая и безмолвная Арктика. И пока не собирается раскрывать их. Так ведь это «пока». Может быть, придёт время и мы будем не подозревать — точно знать, что кроме транспортных судов и ленд-лизовских грузов немецких подводников ещё интересовали и различные месторождения Таймыра. И не просто интересовали. А вели они там горнодобывающие работы.
Фантазия? А что тогда примерно в 80-ти километрах от бухты Эклипс делала лежащая на берегу и обнаруженная уже после Победы немецкая подводная лодка? Между прочим, рядом с этой бухтой всё — «слюдяное». И река, и озеро, и бухта. Все с одним именем собственным. Догадываетесь каким? Наверное, неспроста.
Скорее всего, где-то рядом — либо слюда-мусковит, либо алюмосиликаты. А последние — это важнейшее сырьё, необходимое для производства стёкол манометров, которые устанавливаются как на тех же подводных лодках, так и на паровозах и котлах высокого давления. Так может брошенная экипажем лодка — транспортная? Одна из нескольких, доставляющих стратегическое сырьё куда-то в Киркенес, Тронхейм или Линнахамари? Чтобы уже оттуда — на заводы рейха?
Вот такая история. О той самой Арктике, где, казалось бы, кроме льдин и белых медведей ничего нет. Так уж и ничего? Как по мне — так есть. Именно об этом — я и хотел. И если вдруг кто-то, прочитав этот материал, посмотрит в ту сторону, где Север…