Это третий вариант моей, психолога Евгении Задруцкой, статьи о «ведической» женственности (первый и второй варианты), отличающийся от предыдущих некоторыми уточнениями по тексту, добавлением ссылок на все цитаты и большинство источников, а также дополненным списком книг.
Я — женщина, но к ощущению собственной женственности и своей женской сути я пришла сравнительно недавно. И, оглядываясь вокруг, я вижу, что такая проблема отделенности от своего женского начала есть у многих женщин. Этому много разных причин — от истории нашей страны и оторванности от естественной природной жизни, до личного опыта каждой из нас и положения женщин в современном обществе. Все это зачастую заставляет застыть, заморозиться нашу живую, мягкую, и при этом сильную женственность. Но она продолжает биться где-то внутри и искать выхода, вынуждая женщин искать знания, опыт и чувства, которые помогут ей пробудиться.
Для многих женщин, и для меня самой в том числе, таким знанием стало широко распространившееся в последнее время «ведическое учение». Думаю, многие получали приглашения на марафоны и флешмобы женственности и женского счастья, видели демотиваторы из серии «Я девочка, я не хочу ничего решать. Я хочу платье», или наталкивались в соцсетях на лекции и цитаты таких гуру «ведической» женственности, как Олег Торсунов, Ольга Валяева, Руслан Нарушевич и т. д.
Это знание стало для меня важным открытием. Существуя до этого в некоем информационном и чувственном вакууме относительно того, чем я, как женщина, отличаюсь от мужчин, кроме как физическими данными, я жадно впитывала новое, и по возможности применяла на практике. Я ходила в юбках и в разы увеличила количество «женских» радостей в жизни (из серии массаж-маникюр-украшения и т. п.), училась отдавать мужчине ответственность и право принятия решений в нашей паре, заботилась о доме и о том, чтобы быть в хорошем настроении, старалась быть бескорыстной, занималась благотворительностью, и, конечно же, развивала свою духовность. Чувствовала я себя при этом прекрасно.
Примерно через год такой жизни на меня накатила депрессия. Ничего не хотелось, мой мужчина меня раздражал, меня тошнило от недавно найденного смысла моей женской жизни (в семье и доме), а приходившая на почту рассылка от Оли Валяевой начала вызывать у меня негодование. За этим негодование я и пошла, стала его исследовать, подключила природное любопытство и здравый смысл, а также мое психологическое образование и опыт проработки собственной созависимости.
Постепенно я стала открывать для себя такие вещи о «ведическом знании», что теперь недоумеваю, где были мои глаза раньше.
1. «Ведическое» знание глубоко сексистское и патриархальное.
Это знание четко делит жизнь, качества, занятия по половому признаку, однозначно утверждая, что присуще мужчинам, а что женщинам. Но, из психологических исследований (много об этом можно почитать здесь) уже давно известно, что такое разделение на «мужское» и «женское» зависит в подавляющем большинстве случаев от воспитания, социальных условий и ожиданий, и в ничтожно малом проценте случаев — обусловлено биологически. Так что все это «ведическое» разделение на «м» и «ж» — лишь гендерные стереотипы, а никак не данность от Бога/природы. Не бывает чисто мужских или женских качеств, в каждом человеке потенциально заложено все, и для полноценного развития личности и возможности гибко действовать в различных ситуациях необходимо развивать в себе и так называемые «сильные» качества, традиционно приписываемые мужчинам, и «слабые» качества, приписываемые женщинам. Предлагаемое «Ведами» отрицание и подавление сильных сторон женщин, их ума, агрессивности и целеустремленности, вызывает раскол в женской душе, который приводит к психологическим проблемам, а также к сложностям со здоровьем и в отношениях. Я это испробовала на себе — именно в этом расколе я вижу причину своей депрессии.
Богатым источником цитат, подтверждающие «ведический» сексизм и запрет женщине на какие-либо проявления силы, служит популярная в интернете статья Сергея Яковлева (Сатья Дас) «26 препятствий на пути к женственности» (выделения большими буквами здесь и далее — мои, если есть комментарии в скобках — это из серии «не могу молчать»):
«Женщина очень хорошо может руководить, но лучше ей этого не делать. ЭТО НЕ ЕЕ ПРИРОДА»;
«Внешние вещи решает только мужчина. Например, женщина сама попросила взять кредит, а потом с ума сходит, как его выплачивать. Такие вопросы решает только мужчина, А ЖЕНЩИНЕ ЛУЧШЕ ВООБЩЕ НЕ ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ»;
«Закручивание гаек, перестановка мебели, управление предприятием, командование ротой, зарабатывание на семью, кредиты, ипотеки… Это все мужские обязанности и ЖЕНЩИНА В НИХ НЕ УЧАСТВУЕТ»;
«Независимость, самостоятельность, сила, жесткий контроль, настойчивость в достижении своих целей — ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ЖЕНСТВЕННОСТИ»
Не могу согласиться с Сергеем Яковлевым в том, что все эти качества делают из женщины мужчину. На мой взгляд, это общечеловеческие качества, которые отличают взрослого человека, способного жить самостоятельно и нести ответственность за свою жизнь, от маленького ребенка.
А патриархальность выражается в том, что «ведические» лекторы официально заявляют о ценности и уважении женщин, но при этом все время добавляют, что все это нужно не само по себе, а лишь для того, чтобы женщина могла как можно лучше выполнять свои функции жены и матери. Женщина вне контекста семьи и этих ролей рассматривается как неполноценная и однозначно несчастливая. Именно это ограничение со временем начало вызывать у меня сильное негодование при чтении «ведических» статей. Для меня, как и для многих других женщин, быть только женой и мамой — мало. Да, у всех нас есть женские половые органы и грудь, значит мы можем любить мужчину, рожать и выкармливать детей. Но этим мы не исчерпываемся! Кроме этого у каждой есть удивительный мир души, свои особые способности и таланты, свой способ познания мира и общения с ним, свое послание, которые нужно произнести вслух, и свои образы, которые нужно воплотить в жизнь! Поэтому мне важно понять, что я за человек, зачем я пришла в этот мир, что я могу ему дать. Кто я такая — сама по себе, вне тех отношений, которые у меня были и есть? «Ведические» источники предлагают игнорировать подобные вопросы:
О.Торсунов: «Женщина ДОЛЖНА ЖИТЬ В СЕМЬЕ. Это ее долг. Она должна ставить в своей жизни такую цель»;
С.Яковлев: «Она ДОЛЖНА заниматься внешней деятельностью только в свободное от семейных обязанностей время и только для души»;
О.Валяева: «Энергия матери — это та энергия, в которой женщине стоило бы пребывать девяносто процентов всего времени. Переключаться нужно только находясь наедине с мужем — и там уже выпускать свою сексуальную кошечку (да и то не все время). В любых других ситуациях БЫТЬ МАТЕРЬЮ БЕЗОПАСНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ» (90% времени -мать, 10% — жена. Третьего не дано? Такой подход приводит к потере личности)
Таким образом, «ведическое» знание содержит в себе жесткую традиционную патриархальную модель устройства семьи и общества, которая веками воспроизводила бесправие женщин и насилие над ними. Возникают логические вопросы, с какой стати эта модель «в наше время вдруг начнёт работать по-другому, станет белой, пушистой и удобной для всех? А ведь раньше женщины и в длинных юбках всегда ходили, и только домом занимались, деваться было некуда… а вот не было ведического счастья, и всё тут. Неужели же они были всё ещё недостаточно женственными?»
2. В «ведическом» знании пышным цветом расцветает созависимость.
Напомню, что созависимость (или эмоциональная зависимость) — это зависимость от другого человека/людей, концентрация на его жизни и проблемах, попытки контролировать его поведение для того, чтобы самой чувствовать себя хорошо. Т. е. вместо того чтобы ставить себя и свою духовность на первое место, чтобы сосредоточиться на своей жизни и решать свои проблемы, созависимый человек задвигает себя в дальний угол и начинает заниматься делами других людей. Как показывает практика, в разной степени от этого страдает большинство женщин на постсоветском пространстве, и я — не исключение. Здоровая альтернатива этому — женщина, у которой она сама, ее душа и ее жизнь — это приоритет, и которая вступает в отношения с мужчиной на равных, а не для защиты и покровительства. И в этих отношениях они уважительны, честны и открыты друг перед другом, способны выдержать конфликт, и поддерживают развитие и самореализацию каждого. Материнство для такой женщины — радость, но не единственный смысл в жизни, она видит в детях личностей, и способствует их отделению от себя по мере взросления.
«Ведическое» знание же насквозь пропитано идеями созависимости, основные из которых это:
А) Постановка на первое место в жизни женщины мужа, а не самой себя:
О.Торсунов, брошюра «Роль женщины в семье»: «Та истинная жена, которая искусно выполняет свои домашние дела, рожает хороших детей, ДОРОЖИТ МУЖЕМ ПУЩЕ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»;
Хелен Анделин, часто цитируемая «ведическими» авторами: «Мужчине нужна женщина, которая СТАВИТ ЕГО НА ГЛАВНОЕ МЕСТО В СПИСКЕ ПРИОРИТЕТОВ, не второе, но ПЕРВОЕ. Он хочет стать средоточием и ОСЬЮ, ВОКРУГ КОТОРОЙ БУДЕТ ВРАЩАТЬСЯ ВСЯ ЕЕ ЖИЗНЬ» (Это самый верный способ потерять себя. С такой женщиной мужчине не интересно, зато очень удобно);
О.Валяева: «Да, мы с вами — слабый пол. Слабость наша в том, как сильно и быстро мы привязываемся к каждому проходящему мимо. И уже через минуту МЕЧТАЕМ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТЬ. … Да, в этом наша слабость. Поэтому нас раньше защищали. Чтобы мы, такие ценные и уникальные, попадали только в хорошие руки. Чтобы тот, кто стал нашим ГОСПОДИНОМ, обращался с нами нежно и заботливо» («Принадлежать» — будто женщина — это вещь, а не живой человек; а название мужчины «господином» попахивает рабовладельческим строем)
Б) Манипуляции членами семьи и отношения «главный-зависимый» вместо взаимного уважения, равноправия и способности честно договариваться:
О.Торсунов: «Женщина должна владеть искусством УПРАВЛЕНИЯ мужем. Ведическая женщина владела секретами о том, как при помощи изменений в одежде, тоне голоса, домашнем интерьере и вкусе еды ДОБИТЬСЯ СВОЕГО от мужа, оставаясь при этом ласковой и предупредительной. Но это все она делает НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ, понимая, что так легче ДОБИТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ, нежели спором или криком» (Ощущение, что автор думает, что есть только два варианта общения — либо спор/крик, либо манипуляция лаской, не беря во внимание возможность разговаривать с партнером с уважением и открыто, стараясь найти решение, по максимуму подходящее обоим);
О.Торсунов: «Потому что когда женщина себя ведет очень СМИРЕННО — она всегда ГЛАВНАЯ в семье. Мужчина будет всегда ПОДЧИНЯТЬСЯ ее мысли, потому что ему очень нравится, что его ВСЕГДА СЛУШАЮТ ВНИМАТЕЛЬНО и ВСЕГДА ПРИЗНАЮТ ЕГО МНЕНИЕ» (Автор предлагает женщине обманывать мужа таким образом: делая вид, что он главный, а при этом считая главной себя и тайно управляя им. И использует для описания отношений насильственные слова — «добиться», «подчиняться», «смиренно» и т. д.)
В) Женщина в позиции жертвы в семье:
О.Торсунов: «Надо учиться любить, заботиться, ТЕРПЕТЬ, быть верной, БЫТЬ СМИРЕННОЙ, КИВАТЬ ГОЛОВОЙ, КОГДА МУЖЧИНА ГОВОРИТ…»;
О.Торсунов: «Мы часто обижаемся на близких людей, злимся: „Какое ты право имеешь так себя со мной вести!“ — полное право… Право дано Богом. Близкие люди ДОЛЖНЫ НАМ ПРИНОСИТЬ СТРАДАНИЯ, чтобы мы развивались как личности» (Страшная позиция, призывающая женщин оставаться в нездоровых и насильственных отношениях)
Г) Инфантилизм женщины: не союз двух взрослых равных людей, а отношения старший-младший, папа-дочь, где женщина как ребенок, тепличное растение, неопытна и несамостоятельна, а значит ее можно и нужно контролировать (на самом деле, в таких отношениях оба контролируют друг друга, только мужчина это делает открыто, под видом заботы и защиты, а женщина — скрыто, через манипуляции):
Комментарий Прабхупады к Бхагавад-гите, 1.40: «Женщины, как и дети, очень подвержены дурному влиянию и легко поддаются на обман. Поэтому и те, и другие должны находиться под опекой старших членов семьи». (Здесь женщины представляются невинными, но потенциально греховными созданиями, которые не в состоянии с собою справиться. За ними нужен надзор тех, кто к падению не склонен. Средневековые инквизиторы тоже так думали);
О.Торсунов: «Весёлость — признак НЕВИННОСТИ (дети всегда веселы), и это вызывает в мужчинах естественную потребность защищать»
С.Яковлев: «То есть она должна общаться только с теми, кто ее любит. Мужчина должен общаться с теми, кто его не любит, он развивается, преодолевая трудности. Женщина НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ ВНЕ ЗОНЫ КОМФОРТА»
С.Яковлев: «Это занятие для души, которое не приносит денег, а приносит только моральное удовлетворение. А мужчина должен быть в курсе. Если женщина любит шить, НАДО ЕЙ КУПИТЬ швейную машинку. Если это чтение, нужно ПОЗВОЛЯТЬ ей уединяться с любимой книжкой» (А что, женщина сама без мозгов-рук-ног, и не в состоянии купить себе швейную машинку или решить, чем ей заняться?)
Д) Перекладывание ответственности за все происходящее на женщину и ее женственность (состояние семьи, поведение и заработок мужчины, нравственность нации, и т. д.), и полное снятие ответственности с мужчин:
О.Торсунов: «Женщина НЕСЕТ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УСПЕХ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ и, если женщина берет на себя эту ответственность, то мужчина уже не может ничего изменить или помешать» (Разве за семейную жизнь не несут ответственность оба?);
Источник: «Целомудрие женщин в таком случае, в самом лучшем варианте, очень сильно падает, поскольку в погоне за вниманием и заботой со стороны мужчин ЖЕНЩИНЫ НАЧИНАЮТ БОЛЕЕ ОТКРОВЕННО ОДЕВАТЬСЯ И СООТВЕТСТВЕННО ЭТОМУ СЕБЯ ВЕСТИ, вызывая тем самым у мужчин лишь чрезмерное вожделение. А ЭТО ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, которые на корню разрушают любые семейные отношения» (Здесь действует распространенный в нашем обществе миф о сексе/насилии, заключающийся в том, что за секс/изнасилование несет ответственность исключительно женщина, ее поведение, манера одеваться и пр., а мужчина тут вообще ни при чем, он весь такой безвольный и не в состоянии себя контролировать, бедняга…);
Щримад-Бхагаватам, 1.8.5: «Благочестивое население ЗАВИСИТ ОТ ЦЕЛОМУДРИЯ И ВЕРНОСТИ его женщин» (А разве благочестивое население не зависит от благочестия его отдельных членов — мужчин и женщин?)
Е) Детское магическое мышление, заключающееся в иллюзии, что я могу контролировать мир и события вокруг, если буду вести себя определенным образом:
Д.Ричардс: «Психическая сила женщины столь велика, что ей не нужно совершать лишних усилий. ПОЛУЧАЕШЬ РОВНО ТО, ЧТО ЖЕЛАЕШЬ. Это про женскую силу. ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕШЬ, ТО ЭТО ТОЖЕ ПРО ЖЕНСКУЮ СИЛУ» (Автор предлагает женщинам отказаться от действий в реальном мире, уповая лишь на свою великую психическую силу. Только одно без другого в нашем мире не работает. И в то же время автор навязывает женщине чувство вины и неполноценности, что раз она не получает желаемого, то она недоженщина, недостаточно женственна)
Д.Ричардс: «В женской энергии не надо много усилий, ВСЕ СЛУЧАЕТСЯ САМО ПО СЕБЕ. Потому что на твою мягкость и спокойную уверенность притягиваются невероятно мужественные, щедрые и уверенные в себе мужчины» («Само по себе» — это же через щедрость уверенного в себе мужчины? Похоже, что женщину покупают…)
О.Торсунов: «Женщина всегда должна быть весёлой. Это ДЕЛАЕТ ЕЕ ЗАЩИЩЕННОЙ ОТ ВСЕХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ» (Действие иллюзии, что если я веду себя «хорошо», то ничего плохого со мной не случится. И в работе психолога очень часто видно, как разрушается эта иллюзия у людей, переживших что-то тяжелое, которые все время спрашивают себя: как так, я же хороший человек, я все делал правильно, почему это случилось со мной? Правда же в том, что любое событие может случиться с любым человеком, в не зависимости от того, насколько тот хорош или «правильно» себя ведет)
3. Апофеозом всего этого является то, что за «ведическим» знанием стоят отнюдь не Веды.
Итак, большинство известных в России ведических авторов, а также созданная ими «ведическая психология» или «психология 3000» — состоят в организации «Международное общество сознания Кришны». У них есть кришнаитские имена, например, Олег Торсунов — Аударья Дхама дас, Руслан Нарушевич — Чайтанья дас, и т. д.
Так вот, стоит знать, что кришнаиты из этого общества (не вообще кришнаиты, а именно из МОСК!) — это не просто веселые танцующие люди в ярких оранжевых одеждах, кормящие всех бесплатной вегетарианской едой. Международное общество сознания Кришны (МОСК, ИСККОН) создано в 60-х годах 20-го века в США индусом Абхай Чараном (Прабхупада), увидевшим коммерческий потенциал в интересе западного мира к востоку. Это течение базируется на малораспространённой и молодой философии «гаудия-вайшнавизме», появившейся в период упадка традиционной индийской философии и ведической традиции, во время мусульманского господства в Индии в XVI веке. Это патриархальное монотеистическое религиозное течение, внешне похожее на религии Индии, но с сильным влиянием ислама. В МОСК не признают Веды и Упанишады, их богословие опирается на искаженный Прабхупадой перевод «Бхагавад-гиты» и «Бхагавата-пураны» (которые Ведами не являются!) и его комментарии к ним, и, по словам индологов, приобретает антиведический характер, поэтому термин «ведический» часто употребляется ими в спекуляционных целях («Веды говорят», «ведическая психология» и пр.) Так что знания, которые преподносят «ведические» лекторы, не связаны с индийскими Ведами! Поэтому везде в этом тексте я беру слово «ведический» в кавычки. Таким образом, МОСК — это не древняя «ведическая» традиция, а секта, т. е. ответвление от основного течения.
Кроме того, что это просто секта (как откол от традиционной религии), МОСК также является деструктивной сектой, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания для создания культового менталитета у своих адептов. Декларируемые цели у этой организации вроде благие — привести людей к Богу, как они его понимают. Но способы, которыми они это делают, оказываются теми же, как и у множества других тоталитарных культов, целью которых являются власть и деньги. Бизнес-структура Международного Общества Сознания Кришны скопирована со структуры «Свидетелей Иеговы», другой секты, использующей контролирование сознания своих членов.
В США МОСК за всю историю существования имело, кроме всего прочего, и криминальное прошлое, связанное с убийствами, насилием и изнасилованиями женщин и несовершеннолетних в общинах, рэкетом, торговлей наркотиками и оружием, финансовыми махинациями и т. д. В России члены секты известны своей навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством. Речь не идет о том, что все кришнаиты МОСК из США — насильники, а из России — попрошайки. Везде среди адептов МОСК есть светлые и добрые люди, искренне стремящиеся познать Бога и сделать мир лучше. Но сама организация, к сожалению, устроена так, что тоталитарна по своей сути, поэтому нахождение в ней может иметь разрушающие последствия для психики адептов.
Что же характеризует МОСК, как деструктивный культ?
Наличие учителей и гуру, которые одни знают истину, которым, будто Богу, поклоняются и беспрекословно подчиняются адепты секты. Запрет на критические высказывания и подавление критического мышления;
Разделение доктрины культа на несколько частей:
— «Фасадная» — предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей (песни и пляски, бесплатная еда, «психологические» лекции, помощь нуждающимся и пр.). Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки;
— Вторая — для людей, уже успевших в той или иной мере «очиститься» во время постоянных мантр и ритуальных действий, а от того уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего «бога»;
— И еще одна — для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией;
Постулат, что любая ложь и любые противоестественные действия — оправданы, если они делаются в интересах организации и Кришны (под интересами Кришны подразумеваются интересы организации). Иными словами, секта полностью освобождает последователей от ответственности за свои поступки;
Восприятие группы, как элиты. Не члены МОСК, а тем более те, кто критически относится к МОСК, являются шудрами (шудра — низший класс, соответствующий индуистской категории невежества), их также называют демонами;
Смена имён своим адептам, что помогает разрушить все связи сектанта с социумом, семьей и прежней, несектантской, жизнью;
Отграничивание себя от остального мира одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений;
Введение адептов в транс путем постоянного повторения мантр и т. д. Подробности об этих, а также других признаках деструктивного культа МОСК можно почитать здесь.
Классически, два из основных способов набора новых адептов в любую секту — это нахождение наиболее уязвимых членов общества, которые могут клюнуть на идеи секты, как способ решения их проблем, а также использование естественного стремления всех людей к счастью, развитию и духовности. Оба эти способа отлично работают в случае распространения «ведического учения» среди женщин: на первый реагируют те, у кого есть проблемы в семье, или у кого семьи нету, но очень хочется, а на второй — те кто находится в поиске себя, хочет развить в себе женственность и стремится повысить свою духовность. Я, например, на момент моего знакомства с «Ведами» попадала в обе категории сразу.
Отдельно хочется сказать о таких поклонницах Торсунова и Валяевой, как кормящие мамы. На мой взгляд, они особо подвержены влиянию «ведических» лекторов, поскольку, сидя дома с ребенком, они чаще всего находятся в изоляции от привычного круга общения, работы и хоть какого-либо влияния на события, происходящие в мире вне семьи. Поэтому магическая идея о том, что их настрой при выполнении домашних дел или общении с близкими влияет не только на их семью, но и на общество (да и на весь мир!), оказалась для молодых мам просто спасением от скуки бытовухи и ощущения бесполезного времяпрепровождения. Она дает им иллюзии собственной важности, успешности и причастности к чему-то большему, чем они сами. Как сказала одна моя подруга: «Осознание собственной значимости с минимальным приложением сил».
Кроме того, женственность и ее развитие может являться нескончаемым источником обогащения для тех, кто эксплуатирует эту тему. Как говорит социолог Анна Шадрина в книге «Не замужем. Секс, любовь и семья за пределами брака» про женские тренинги: «Вертикальная иерархия в таких группах наделяет ведущих властью оценивать, кто из присутствующих ближе к „настоящей женственности“, а кто — дальше. Любая жизненная проблема с таких позиций имеет „очевидное“ объяснение: „ты недостаточно женственна“, что в свою очередь является беспроигрышной бизнес-стратегией. „Совершенствовать“ женственность можно до бесконечности, оплачивая участие в тренингах более продвинутого уровня».
Таким образом, целью деятельности «ведических» лекторов является знакомство людей с «фасадной» философией гаудия-вайшнавизма и создание положительного имиджа Международного общества сознания Кришны. Все это создает благоприятную почву для последующего привода людей в МОСК. Ну, и денег еще удается подзаработать.
Я не считаю, что любая, кто слушает-читает Торсунова или Валяеву, попадет к кришнаитам. Однозначно лишь то, что мозг такой женщины находится под воздействием, снижающим критичность к получаемым знаниям и повышающим бездумное следование авторитетам (достаточно вспомнить, как часто «ведические» авторы повторяют, что ум — это не сильная стороны женщины, и как сами женщины гордятся, что они поглупели после того, как открыли в себе «женственность» и научились «слушаться» своих мужей). А это значит, что ее легче будет использовать другим в своих целях, и она может стать легкой добычей для мошенников разного рода, в том числе и для деструктивных сект.
Заинтересовавшиеся смогут найти больше информации на сайтах и форумах, посвященным деструктивным культам. Также я рекомендую книгу Стивена Хассена «Противостояние сектам и контролю над сознанием», которая очень помогла мне в свое время разобраться в этом вопросе при работе кризисным консультантом, и еще один полезный ресурс по теме из сети.
Сейчас для мне очевидна вредность большинства высказываний «ведических» авторов. Но почему я не замечала этого несколько лет назад и радостно читала все, что могла найти по этой теме? Почему тысячи женщин вступают в группы в социальных сетях и подписываются на рассылки, ходят на лекции и тренинги, которые учат их отрицать часть своей личности и поддерживать нездоровые манипулятивные отношения?
Вероятно, причин множество, назову те из них, которые стали очевидны на моем примере погружения в это знание:
При дефиците адекватной информации о женщинах и женской жизни я хваталась за все, что попадется под руку. А благодаря интернету чаще всего сейчас попадается именно «ведическое» знание о женщинах;
Меня привлекли заявления о ценности женщин, об их уважении и о том, что каждая достойна счастья. Это сильно не похоже на многое, происходящее в реальной жизни вокруг. И я расслабилась и доверилась, перестав читать между строк и быть критичной к воспринимаемой информации;
Мне часто страшно брать на себя ответственность за свою жизнь, самой решать — что, когда и как делать. Проще следовать чужим указаниям, чем нести ответственность за свои. И тут как раз появляется вроде бы авторитетный источник, который говорит: «Не парься! Делай, что я говорю, вот четкие правила, и получишь вот такой конкретный результат». И уже не надо самой думать, прислушиваться к себе, проверять что-то и анализировать. Такое облегчение!
В «ведическом» знании для меня оказалась привлекательна магия, которая заключена в рекомендациях по ведению домашнего хозяйства, приготовлению еды или украшению себя, и которая, по версии «ведических» авторов, позволяет через эти обыденные действия влиять на внутреннее состояние всех членов семьи, общества, а порой и мира. Так что вместо того, чтобы делать реальные дела в реальном мире, я могла, особо не напрягаясь, получить нерациональное ощущение собственной силы и значимости просто от того, что помыла пол;
Кроме того, я интуитивно понимала, что «ведическая» жена, находящаяся за мужем, как «за каменной стеной», лишена трудностей индивидуации, так как она не сталкивается с проблемами реальной жизни, а если уж и сталкивается, то отдает их решение в руки мужа. Это ли не «добрый волшебник», который все за меня сделает и которого бессознательно ищет каждый из нас? Это ли не блаженное состояние защищенности, подобное нахождению ребенка в утробе матери? Да, будучи «ведической» женой, я получала все эти иллюзорные блага, но при этом лишалась свободы, собственного «Я» и возможности обрести психологическую зрелость через отрабатывание уроков, которые ставит передо мною жизнь.
Конечно, я осознала все это не за один раз. Мне помогало осмысление в разговорах с подругами, чтение сайтов феминистской направленности, психологические книги про женственность, которые я читала впервые или перечитывала:
«Бегущая с волками» и «Освободите сильную женщину» К.П.Эстес,
«Сущность женщины» М. Хоуп,
«Богини в каждой женщине» Д.Ш.Болен,
«Встреча с безумной женщиной» Л. Леонард,
«Святая проститутка. Архетип вечной женственности» Н. Куоллз-Корбетт,
«Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят» У. Эрхардт,
«Загадка женственности» Б. Фридан,
«Миф о красоте» и «Вагина: новая история женской сексуальности» Н. Вульф,
«Женщины, которые любят слишком сильно» Р. Норвуд,
«Пробуждение спящей красавицы» Р. Ефимкиной,
«Я у себя одна» Е. Михайловой и пр.
Потребовалось больше года для того, чтобы я смогла разобрать то, что привнесла в душу вместе с «ведической» женственностью, и решить, что для меня полезно, а что нет. Теперь я ношу юбки-косы-украшения только тогда, когда мне этого хочется, и надеваю джинсы без боязни растерять «с трудом накопленную женственность». Мы с мужем разговариваем открыто о том, чего хочет каждый, и что мы готовы дать друг другу, без всех этих заигрываний в «голову» и «шею, которая вертит головой, как хочет». Мы делим семейные обязанности в соответствии с желаниями и интересами, с тем, что мы одна команда, и рады помочь друг другу, а не по половому признаку. И я нашла мое «человеческое» призвание в писательстве, которое так обогащает мою жизнь и наполняет ее смыслом, как моему «женскому» призванию в виде борща для мужа или чистого дома и не снилось. При этом оказалось, что борщ и порядок в доме мужу от меня не нужны (готовить и убираться он и сам умеет, и делит со мной эти домашние дела), а нужна ему счастливая, уверенная в себе жена, занятая своим интересным делом. Это не значит, что я не ценю мужа, или не хочу детей, никогда не готовлю, а дома у меня везде пыль, как представляют себе «ведические» лекторы женщину, которая на первое место в жизни ставит себя, а не семью. Это значит, что я обрела себя как личность, что в том, как я живу и что делаю, я выражаю свою Душу. И только это дает мне истинные силы и любовь для моей семьи и близких.
Я благодарна тому, что «ведическое» знание было в моей жизни, поскольку оно дало толчок к познанию ранее не исследованной части моей личности. Но плата за это оказалась слишком высока. Так что я счастлива, что смогла освободиться от этого влияния и теперь учусь слушать себя и брать ответственность за свою жизнь.