История танца канкан: женщинам шалить разрешается
Канкан — энергичный французский танец алжирского происхождения. Долгое время считался непристойным.
Канкан как фривольный вариант кадрили
Канкан сегодня рассматривается в первую очередь как танец для мюзик-холла, который исполняет группа танцовщиц, выстроившись в линию. Классическое одеяние для канкана сегодня — длинные юбки, нижние юбки и чёрные чулки, что возвращает зрителя к моде 1890-х годов. Основными особенностями танца являются: задирание и вращательные движения юбок, выбрасывание ног высоко вверх, прыжки. Танец был также известен как chahut. И канкан и chahut французские слова: канкан означает «сплетня» или «скандал», т. е. — «скандальный танец», chahut же означает «шум».
История канкана на удивление запутана и необычна, как и его эволюция. За годы существования изменился его первоначальный внешний вид — от парных бальных танцев в 1830 году до нынешней хореографической зрелищной постановки, которая приобрела окончательный вид в 1920-х годах.
Появился в Париже в 1820−30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как потомок кадрили (давшей зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (давшего 2-дольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами появились из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазурьё.
Но зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) — ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщица Селест Могадо в 1850 г.
В любом случае канкан сначала приобрёл широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.
Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья.
Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу XIX века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и бельё.
Кстати, нынешнее представление о канкане как исключительно о женском танце неверно. Он изначально исполнялся мужчинами, а затем и женщинами. После этого в нём танцевали вместе с женщинами и танцоры-мужчины, они выполняли те же махи, прыжки, шпагаты. Потом эта традиция была утрачена.
Утрачена, потому что танец начали повсеместно осуждать, он рассматривался как «шокирующий респектабельных людей», потому что подразумевал отсутствие самоконтроля и гораздо более сильный телесный контакт между участниками, чем считалось приемлемым.
«Мулен Руж». Традиция эротического кабаре
Последующая слава канкана связана преимущественно с танцовщицами знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» (открыто в 1889 г.).
Монмартр — холм высотой 130 метров на севере столицы Франции. В середине XIX века эта территория была присоединена к Парижу, и здесь тут же поселились представители богемы. Бедные артисты, художники, поэты и прочие люди искусства снимали ветхие домишки и лачуги без отопления, света и газа. Вечера они проводили в небольших кафе и забегаловках.
В 1889 году в Париже открылась Всемирная выставка, тогда же было закончено строительство Эйфелевой башни. Город наводнился приезжими купцами. И в то же время известный испанский предприниматель и изобретатель тотализатора Жозеф Оллар открывает на Монмартре кабаре «Мулен Руж».
Рядом с входом поместили старую деревянную мельницу с красными лопастями (намёк на квартал красных фонарей). Она и дала название увеселительному заведению.
Оллар знал, что делал: он пригласил профессиональных хореографов, которые поставили зажигательный канкан, взяв всё самое лучшее, что уже было придумано, — а это и пышные красные юбки, и кружевные чулки, и, главное, прыжки через голову прямо на шпагат, что доводило публику до исступления.
Богатая публика, днём посетившая выставку и полюбовавшаяся на «железную иглу» башни Эйфеля, к вечеру хотела чего-нибудь «горяченького». В «Мулен Руж» она его получала сполна. Очевидцы рассказывали, что в танцовщиц летели толстые кошельки, туго набитые банкнотами. Это фабриканты, заводчики и банкиры, придя в неистовое возбуждение, выкрикивали имена приглянувшихся артисток, оплачивая удовольствие, которое испытывали при виде танца. Ведь от него, как сейчас бы сказали, буквально сносило башню.
Но интересно, что изначально во Франции — и в «Мулен Руж» — канкан танцевали одиночные танцовщицы или танцовщицы не в линии, а вот в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию — кордебалет.
-----
Как-то выпускницы хореографических курсов, молодые парижанки, решили отметить приход осени шампанским и танцами. В баре «Мельнице» было заведено танцевать. К веселью присоединились натурщицы и модистки. Пылающие юностью, вином, очарованием девушки стали раздеваться. Поклонники водрузили нимф на столы. Полуобнажённые натурщицы под крики «браво» вскинули юбки и сделали несколько батманов. Потом в полицейском участке студенты доказывали, что это была с лёгкой импровизацией, обычная французская кадриль.
-----
А французская кадриль, именуемая в дальнейшем французским канканом, стала стилем Монмартра.
де Тулуз-Лотрек. Аристократ, урода, любитель кабаре
Вот так, в 1890 г. Париж был захвачен неистовыми кадрилями «Мулен Руж». Имена отплясывающих канкан танцоров были известны так же, как имена политиков. Известный французский художник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа любил изображать этот танец на афишах, которые он писал для этого варьете.
Его отец-аристократ, большой любитель кабаре, цирков и прочих развлечений для простого люда, был не самым добродетельным человеком. Это передалось и сыну. Впрочем, с мальчиком в подростковом возрасте произошло несчастье: он сломал одну за другой обе ноги, и они практически перестали расти. Надежды на блестящую военную карьеру рухнули. Зато недуг выявил другой талант юного графа, который с иронией и юмором относился к своему уродству (кривые ноги и рост 152 сантиметра). Полюбив вслед за отцом лёгкий жанр, Анри стал завсегдатаем «Мулен Руж». Приходил, садился за столик и начинал рисовать. Являясь поклонником Поля Сезанна, Эдгара Дега и других импрессионистов, он перенял их манеру. Его портреты танцовщиц кабаре и посетителей выполнены в стиле постимпрессионизма.
Так случилось, что портреты оказались настолько хороши, что владельцы кабаре сделали из них афиши. Таким образом имя потомственного графа Анри де Тулуз-Лотрека стало навечно связано с этим заведением.
В заключение: в 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини объединил в «Мулен Руже» парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.