В Оружейной палате Московского Кремля — одном из старейших музеев нашей страны — хранится уникальная коллекция западноевропейского художественного серебра XVI—XVII вв.еков, насчитывающая несколько тысяч произведений. Это в основном подарки русскому царю, привезенные послами Англии, Голландии, Польши, Швеции, Дании, Священной Римской империи. Собрания столь высокой художественной ценности нет ни в одном музее мира. Здесь и огромных размеров чеканные декоративные блюда, и изысканные рукомойные гарнитуры, и стройные подсвечники, и сверкающие полированной гладью стопы и кубки.
С убедительностью, присущей музейным экспонатам, повествуют они о далеких временах и как бы овеществляют самые значительные этапы в истории развития международных связей Русского государства. Ведь в ту эпоху решались три жизненно важные для России внешнеполитические проблемы: выход к Балтийскому морю, укрепление южных рубежей, воссоединение с народами Украины, Белоруссии.
Многие страны присылали своих представителей в далекую Московию. Сохранились старинные документы, свидетельствующие о тесных международных связях Русского государства. В конце XVI века царь Федор Иоаннович писал английской королеве Елизавете: «…Государство наши великие, и людей в нем всяких и товаров много, и приезжают в наши государства гости с товары изо многих государств: Турецкой области, и из Цесаревы, и Францовские, и Ишпанские, и Польские, и Литовские земли, и Кизилбашские, и Бухарские, и Юргенские, и Шамахейцы, и иных многих государств, морем и сухим путем…» Одних приводило сюда желание мирно торговать с богатым соседом, других — заключение военного договора, поиски надежной поддержки, третьих — переговоры о брачных союзах. Прием иностранцев происходил в Кремле, в Грановитой палате — парадном тронном зале, и обставлялся с большой пышностью. Иностранных дипломатов и путешественников, обычно присутствовавших на торжественных приемах, поражало богатство убранства парадных покоев. Епископа Елассонского Арсения, посетившего Москву в 1589 году, восхитило великолепие «множества превеликих золотых сосудов, каких в уме представить себе неможно… животные золотые или серебряные расставлены были в стройном порядке…». Согласно установленному ритуалу после вручения верительной грамоты обязательным было поднесение богатых даров.
С Востока, как и с Запада, привозили обычно роскошные ткани, изукрашенное оружие, богатую конскую сбрую и серебряную утварь. В нашем музее представлены дары английской короны второй половины XVI века, которые свидетельствуют об установлении постоянных дипломатических связей между Англией и Россией, подарки шведских королей Христины в 1647 году, Карла XI в 1674 и 1684 годах и подношения датского посольства 1644 года, иллюстрирующие целую страницу в истории отношений Русского государства и этих стран, стремившихся утвердиться на Балтийском море, наконец, дары посольств Польши и Голландских штатов середины XVII века. Одной из самых ценных в художественном отношении является коллекция подарков шведских послов XVII век.
Серебряные кубки… Когда-то во время веселых застолий из них пили ароматное подогретое вино. В XVI—XVII вв.еках, в пору создания в Европе королевских и княжеских сокровищниц, лучшие кубки были желанным подарком. Согласно моде, их выставляли напоказ в парадных залах в специальных многоярусных буфетах-креденцах. Кубки бережно хранились в замках феодалов, домах бюргеров, городских ратушах.
В Оружейной палате представлены светские церемониальные чаши для питья заздравных тостов. Они получили название «виллькомы» (переводится как русское «добро пожаловать»). Из них угощали особо почетных гостей. Красота материала, искусная обработка деталей позволяли использовать эти изделия в качестве дипломатических подарков.
Так, четыре подобных сосуда работы Ганса Бойтмюллера, Ганса Петцольта и Ганса Райфа были привезены в Россию из Швеции в числе даров от шведских королей Христины и Карла XI. Это высокие, богато украшенные гравированными, литыми и чеканными деталями чаши. Они увенчаны фигурами античных воинов. В щедрых подношениях королевы царю Алексею Михайловичу находился уникальный, не имеющий сейчас аналогий в мировых собраниях, кубок в виде рога изобилия, поддерживаемого богиней плодородия Церерой. Он изготовлен гамбургским мастером Дитрихом тор Мойе. К окончательному выбору столь причудливой формы приводил длительный поиск. Свое восторженное отношение к щедрости матери-земли мастер постарался запечатлеть в декоративном решении. Этой идее подчинены мастерски исполненная женская фигура, роскошный натюрморт из фруктов и плодов, венчающий крышку. Умелое сопоставление позолоченной и матовой поверхности металла усиливает впечатление нарядности.
Нередко укреплению отношений между государствами способствовали заключения брачных союзов. Щедрые дары датской короны в середине XVII века были связаны с предстоящим бракосочетанием датского королевича Вольдемара и дочери русского царя Михаила Романова Ирины. Среди многих подношений, связанных с этим событием, особенное внимание привлекает «конфектное дерево» — высокая ваза для сладостей, привезенная послом Олафом Надбрихом в подарок от датского короля Христиана IV. Необычна форма этого предмета. Ствол, вырастающий из многолопастного основания, разветвляется на три виноградных лозы, которые унизаны множеством раковин-тарелочек для конфет. Завершает вазу фигурка купидона с луком. Пышный декор состоит из скульптурных изображений мифологических персонажей: сидящего на бочке Бахуса с кувшином и чашей в руках, Венеры, Цереры с рогом изобилия.
Особую группу составляет редкая коллекция декоративной утвари из слоновой кости, янтаря, страусового яйца, кокосового ореха, кораллов, рога носорога, оправленных в металл. Любовь к необычным материалам, происхождение которых было овеяно таинственностью, издавна свойственна человеку. Однако в XVI веке в связи с морскими путешествиями в Америку, Африку, Индию, на острова Индийского, Тихого океанов они вошли в моду.
Искусные руки ювелиров превращали слоновый бивень в рог для вина, а перламутровые раковины — в эффектные чаши. Особой выразительностью отличается кубок, привезенный в дар царю Михаилу Романову от датского короля Христиана IV в 1644 году. Мастер заимствовал сюжет из античной мифологии. На крышке изображена сцена освобождения Андромеды греческим героем Персеем. Декоративное назначение кубка подчеркивает фигурная ножка в виде древнегреческого героя Геракла. Изысканный узор на позолоченной оправе, выявляющий природную красоту перламутра, скульптурная ножка-стоян, сочетание блеска позолоты с благородным мерцанием жемчуга — все свидетельствует о мастерстве, неистощимой фантазии мастера.
Потребность зажиточных слоев общества в украшении парадных покоев создавала широкий спрос на изделия мастеров-серебряников. Красиво сервированному столу, трапезе придавалось большое значение. В коллекции английских посольских даров XVI—XVII вв.еков среди сосудов шарообразной и цилиндрической формы есть кубок, выполненный в 1557—1558 годах в Лондоне. Он был, видимо, привезен царю Ивану Грозному Антони Дженкинсоном, который в те годы часто посещал Москву с различными поручениями. Невысокий кубок с выгравированным растительным орнаментом использовался во время застолий. Сосуды такого типа назывались на Руси рассольниками. Нетрудно представить, как дополняли они убранство праздничного стола.
Издавна златокузнецы изготовляли фигурные чаши в виде птиц, животных, человеческих фигур. Достойным украшением собрания являются два уникальных литых чеканных сосуда в виде барсов. Они были сделаны в Лондоне и привезены в Москву английским купцом Фабианом Ульяновым в 1629 году. Необычность, выразительность формы, искусная проработка каждой детали говорят о том, что изделия приберегались к торжественному случаю.
Коллекция английских кубков пользуется исключительной известностью не только у советских, но и зарубежных специалистов. Например, британский исследователь Ч. Оман посвятил ей специальную книгу «Английское серебро в Кремле».
Плодотворными были в XVII веке отношения России и Голландии. На протяжении столетия посольства Голландских штатов посещали Москву с целью подтвердить прежний или заключить новый торговый договор. Интересна группа сосудов, исполненная в так называемом цветочном стиле. Голландия стала родиной нового цветочного орнамента. Образцом подобного декора служат стопы — распространенный в XVII веке тип посуды. Одна из них — серебряная, с превосходно исполненной растительной чеканкой — принадлежала именитому купцу Григорию Строганову. Ведь Строгановы, богатейшие промышленники и торговцы русского Севера, вели оживленную торговлю с Голландией.
У каждого, кто посещает Оружейную палату Московского Кремля, вызывают восхищение бесценные произведения западноевропейского декоративно-прикладного искусства, рассказывающие об историческом прошлом нашей страны и ее международных связях.