Уважаемые читатели!
Необходимо начать с похвалы. В художественном фильме «Крым» (Россия, 2017) есть сцена, в которой действие развивается логично и динамично, а высокопрофессиональные актёры демонстрируют глубокое погружение в своих персонажей, делая происходящее крайне убедительным.
Эта сцена — примерно 25 секунд, в течение которых спецназ Вежливых Людей в масках ликвидирует гнездо боевиков где-то в катакомбах под Севастополем.
Но есть нюанс. Как следует из начальных титров картины, фильм снят при поддержке Министерства Обороны Российской Федерации. И это заставляет нас предположить, что актёры и постановщики для этой — безусловно находящейся на уровне лучших мировых образцов — экшн-сцены были пожертвованы картине самим Министерством.
А теперь обо всём остальном.
Всё остальное в художественном фильме «Крым» — это не творческая неудача и не халтура. Потому что оба эти определения предполагают, что в принципе авторы картины умеют, но в данном случае не захотели или не смогли.
Так вот, это не про «Крым». Про «Крым» — это что-то совсем другое.
Я имею в виду то мучительное ощущение беспомощности, которое охватывает нас, когда Сергей Петрович из бухгалтерии встаёт из-за праздничного стола и читает новые свои стихи — в модном жанре рэп, как он его понимает.
Или когда коллектив крутого фитнес-клуба достаёт профессиональную аппаратуру и снимает собственный музыкально-игровой клип как у «Ленинграда», только лучше (автор сценария директор Армен, режиссёр энтузиаст-тренер Артур, в ролях все наши прекрасные девчонки и самые уважаемые клиенты).
В случае х/ф «Крым» перед творческим коллективом стояла задача художественными средствами воспеть возвращение Крыма в состав России.
Дальше я буду только предполагать (потому что меня там не было), но мои предположения ужасны.
Творческий коллектив где-то читал или слышал, что воспеть художественными средствами — это показать судьбы отдельных людей на фоне больших событий.
Творческий коллектив также слышал, что в фильме должен быть сюжет и перипетии, чтобы героев побросало из стороны в сторону.
А ещё творческий коллектив получил также, видимо, просьбу «не разжигать рознь», которую понял в самом буквальном и всеобъемлющем смысле.
И коллектив заснял кино, в котором есть два главных героя (парень и девушка), любовь между ними, конфликт взглядов и перипетии, но во избежание розжига удалены некоторые мелочи.
Как-то:
1) Причины и лозунги Майдана
2) Обстоятельства государственного переворота в Киеве
3) Мотивации сторонников переворота и его противников
4) Национальный вопрос
5) Меджлисовцы
6) Россия, Европа и Украина
7) Донбасс.
Получилось вот что.
Да, я сейчас буду пересказывать сюжет. Всё что понял.
…На дворе лето 2013 (предположительно) года. Где-то на скале над красивым полуостровом знакомятся Парень Саня и Девушка Алёна (он из Севастополя, экс-морпех и сын офицера украинских ВС, она откуда-то из глубин материковой Украины, возможно киевлянка). Саня подкатывает, Алёна резко командует «Руки убери!» (это самая часто повторяемая фраза в фильме. Она звучит из девушки Алёны, если я не сбился, четыре раза).
Внезапно они уже вместе катаются на катере, у них любовь, и Саня знакомит Алёну со своими родителями.
Внезапно лето выключают, и включают киевский Майдан февраля 2014-го, где непонятно зачем тусит, разливая коктейль Молотова по бутылкам, Алёна и куда непонятно зачем приезжают Саня со своим другом стримером Веней.
Там же нарисовывается соперник Сани — демонического вида дрищ Микола, подозрительно глядящий на камеру стримера Вени с вопросом «ты чё, нас снимаешь, да?» (это в феврале 2014-го, когда с Майдана стримили вообще все, да). Некто в балаклаве играет на пианино посреди площади, его слушают.
Внезапно снайперы-провокаторы открывают стрельбу, пианиста убивают, и вечеринка, до того намеревавшаяся просто послушать музыку и повеселиться, превращается в бойню всех со всеми (мы уже забыли, что коктейли Алёна разливала вообще-то до внезапной провокации).
Внезапно вспыхивает атака коктейлями Молотова на «Беркут». Саня бросается на помощь и спасает одного беркутовца. Тот благодарит. Саня ссорится с Алёной и с изменившимся лицом бежит с майдана прочь.
Внезапно Саня с Веней в автобусе под Корсунью. Алёна звонит Сане с криком «беги оттуда» как раз в тот момент, когда на автобус нападают правосеки, зачем-то колотя палками по его корпусу. Веню убивают, некто в балаклаве (как мы потом узнаем, соперник Микола по просьбе Алёны) оттаскивает Саню от пожара.
Внезапно Алёна приезжает к Сане в севастопольскую больницу. Саня встречает её фразой «зачем ты приехала», и Алёна тут же с изменившимся лицом бежит прочь. На лестнице её перехватывают родители и говорят «нет, а ну-ка пошли мириться». В следующем Алёна с Саней уже помирились и садятся за стол с родителями и спасённым беркутовцем пить водку.
Но тут Алёна внезапно узнаёт, что спасённый беркутовец и родители Сани против Майдана. Поражённая этим открытием, она с изменившимся лицом бежит прочь.
Саня догоняет Алёну и предлагает подвезти в гостиницу (гостиница совмещена с ресторанчиком на пристани) на своём уазике.
Пока Алёна собирает вещи, Саня опознаёт среди официантов правосека, убившего Веню. Он вызывает спасённого беркутовца. Оба чувствуют, что дело плохо: под видом официантов здесь затаилось гнездо провокаторов.
Алёну передают вновь нарисовавшемуся Миколе. Саню и беркутовца перехватывает офицер с местного корабля ЧФ России, пятые сутки под видом алкаша с фотоаппаратом, не привлекая внимания официантов-диверсантов, бухающего в их гнезде (да!).
Офицер под алко-прикрытием велит Сане и беркутовцу уносить ноги. Поскольку их уазик дематериализовался, те с изменившимися лицами бегут прочь — и успевают отбежать уже весьма далеко, когда их нагоняют двое диверсантов в масках штурмовиков на мотоцикле. Герои прячутся под мост, беркутовец стреляет, мотоцикл падает.
Далее под мостом, видимо, вновь материализуется уазик, потому что домой герои прибывают уже на нём.
Далее следует вынесенная в начало лучшая сцена фильма.
Микола подвозит Алёну к вокзалу, где местные добровольцы уже собрались принимать прибывающий с материка поезд с правосеками. Алёна вылезает из машины и с изменившимся лицом бежит прочь.
Саня и беркутовец охотятся на снайпера. Снайпер убивает беркутовца, и тот умирает на руках у Сани, не желающего принять это и плачущего «ну что ты как баба».
Внезапно Саня обнаруживает пьяную Алёну и занимается сексом с её телом.
Внезапно в номер вваливаются Микола и ещё один боевик (не спрашивайте, как они их нашли), Алёну оставляют в заложницах, а Саню Микола принуждает «поехать к отцу и передать приказ моего командования» — очевидно, открыть огонь по уже появившимся Вежливым Людям. Чтобы развязать войну.
Чем кончилось — лично мне неизвестно, потому что на этом месте я выбежал из кинозала писать эту рецензию. Предполагаю, что всё закончилось хорошо и войны не было — благодаря гуманизму военнослужащих с обеих сторон и героизму простых крымчан.
Честное слово, всё так и было. Единственное, в чём я приврал — это про изменившиеся лица. У героев лица не меняются вообще — что вполне естественно в ситуации, когда ни один из них не знает своей мотивации и, соответственно, не в состоянии предсказать свой следующий поступок.
К сказанному остаётся добавить, что:
а) в перебивках между всей этой беготнёй неизменных лиц откуда-то с моря безмолвно прилетают вертолёты, безмолвно высаживаются на пляж Вежливые Люди, безмолвно едет по горным серпантинам бронетехника и украинский лётчик-истребитель отказывается сбивать российский борт, заходящий на посадку. Было бы несправедливо умолчать о лучших моментах фильма, суммарно занимающих, пожалуй, процентов пять его времени.
б) В силу какой-то таинственной режиссёрской находки в кадре вообще не звучит южный говор — все персонажи изъясняются на телесериальном московском, включая Миколу (его имя произносится настолько через «и», что начинаешь подозревать за авторами тонкий троллинг по мотивам анекдота «як москали наше пыво клычуть»). На украинском звучат ровно две коротких реплики.
б) Поскольку герои понятия не имеют, что, чорт возьми, их разделяет и объединяет — они не упоминают об этом. Слово «украинцы» в фильме звучит один раз, слово «русские» не звучит вообще. Не звучат также слова «Янукович», «Беркут», «Путин», «нацисты», «Нуланд», «НАТО», «титушки», «вежливые люди».
В результате трагического стечения всех этих находок и школьной самодеятельности Крым, изображённый в картине, оказывается ничей. Он висит в воздухе ни на чём, в никаком году. Это просто место, в котором внезапно какие-то провокационные элементы хотели развязать войну, но благодаря своевременной оперативной работе силовых ведомств и помощи граждан им не дали.
И тот факт, что вся реальность (которую мы с вами отлично помним) во избежание не пойми чего вынесена за скобки в область умолчания — обеспечивает фильму совершенно запредельную бессмысленность.
А то, что эта сознательная, продуманная, солидная бессмысленность идёт у нас в ранге общенациональной премьеры — есть очень дурной симптом.
Спасибо, у меня всё.