«Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа. Приведу этот текст, его хочется перечитывать вновь и вновь: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».
Здесь шестнадцать «свойств» любви. Каждое из них достойно внимания. С каждым из них мы как-бы теоретически согласны, но… Мы очень хотим, чтобы вот так нас любили. А если применить к себе? Получим чувство, сходное с оскоминой, ничего общего с блаженством в нашем понимании не имеющее. Почему? Я постараюсь ответить. Очень коротко, чтобы у вас окончательно не свело зубы.
Не ищет своего… Любовь сверхбогата, она преизобилует дарами, а потому не ищет еще чего-то «своего», для себя, но готова щедро делиться с любимым и со всем миром! Именно в силу своей полноты любовь жертвенна. Для меня это ключевой момент. Как исказилось и перевернулось в человеческом понимании представление о любви! Человек страдает, болеет, мечется, света белого не видит, если не обладает объектом своей «любви». Но любовь ли это? Нужно ли полноте ещё чем-то или кем-то обладать? Или люди просто ищут своего в своём несовершенстве, ущербности, называя свою ущербность полнотой, свой порок — добродетелью?
Для меня нет «земной» любви или какой-то ещё. Любовь — люди Бога ведающие. Проявления любви могут быть разными. Мы любим Родину, родителей, детей, супругов, друзей… Но через это всё человек реализует замысел о себе Бога. Приносит себя в жертву этому замыслу. И лишь через эту жертву обретает полноту себя.
Когда-то в русском языке было слово «кохать». Оно осталось в украинском языке. Его этимология близка к слову «касаться». «Кохание» — влечение полов, вложенное в нас Творцом для проявления нами возвышенных чувств и для продолжения рода. Человек волен ознаменовать свои касания-кохания страстью (однокоренное слово — «страдать») или светом настоящей любви, которая никак не может «нечаянно нагрянуть», а «нудится» (берётся нудной работой над собой) годами.
Где-то лет двадцать назад в кедровнике Толгского монастыря у меня состоялась незабываемая встреча. Согбённая старушка-схимница в инвалидной коляске… Из-под облачения на меня смотрят смеющиеся, серо-голубые глаза: «Я здесь, как в раю!» Детская искренность и восторг… И они заразительны. И это не смотря на то, что матушку невзлюбила настоятельница, по зависти. Дала ей сырую келью без окна, с учётом того, что у схимницы бронхиальная астма, объявила матушку в прелести и никого к ней не пускала. Меня переполняет восторг, что я попала к матушке, что я тоже «как в раю», благодаря сёстрам монастыря, которые, опять-таки проявляя любовь, провели меня в кедровник и прятали от настоятельницы, пока я жила в монастыре.
Матушка-схимница трижды была замужем. Бог весть почему, первый супруг вдруг испытал отвращение к будущей схимнице прямо на свадьбе. Его как подменили. И вся совместная жизнь прошла в побоях и издевательствах. Однажды муж привязал жену к муравейнику. Спаслась чудом. Будущая матушка лишь повторяла: «Федя хороший, бес плохой». Молилась, растила своих детей… и помогала любовнице мужа растить их детей… Второй муж был военным лётчиком. Во время ВОВ попал в плен. После войны был расстрелян, как враг народа… А матушку поэтому ждал Тагилаг и психушки… Её «лечили» от памяти, от совести, от любви к Богу и людям… Но… Малогабаритная квартирка в Москве никогда не запиралась. Однажды пришли воры, но ничего, кроме старых ватников, не нашли. Этими ватниками каждую ночь покрывался пол её квартиры. Ночлег находили бомжи, пьяницы, которых выгоняли жёны… Съедали всё, что было в доме. «Матушка, а ты как же?» «А как Бог даст!»
А ещё она говорила, чтобы быть счастливым, надо уметь любить… Кто-то всё-таки ощутит оскомину и спросит, а зачем ему такая любовь? Но ведь матушка действительно, исходя из внутреннего состояния, пребывала в раю. Все шестнадцать свойств любви я вижу в действии на этом примере. И такая любовь никогда не перестаёт. В трудные моменты жизни я вспоминаю матушку. Она качает головой, всплёскивает руками и говорит: «Какая же ты счастливая!» И что мне остаётся делать?
Но, добавлю в заключение, что сама я пока — «медь звенящая», младенец, избегающий нудной работы…
Бог даст, и будет — не задумаюсь о том,
Отдать ли душу за последнего мерзавца,
И будет некого назвать своим врагом,
И разум перестанет с кем-то пререкаться.
Тогда, даст Бог, скажу: «Познала я любовь…»
И будет всё равно, где я: в раю ли, вне ли…
Ну, а пока… Люблю себя лишь еле-еле…
К условию задачи возвращаясь вновь.