Футуризм (произошло от итал. futurismo — будущее) — течение в искусстве начала 20 века. Основные темы футуризма: достижения техники и технический прогресс. Основоположниками футуризма были Балла Джакомо, Джорш Северени, Боччони, Руссоло, Карра.
В качестве своей основной программы футуристы выдвигали идею разрушения сложившихся в культуре стереотипов. Взамен они предлагали апологию урбанизма и техники, признавая в них главные признаки настоящего и будущего. Темп современной жизни они пытались выразить через пластику стремительности движения.
В начале 20-ого столетия Италия ожидала появления новых Рафаэлей, Тицианов и Караваджо, а взамен получила хулиганов-футуристов в лице Филиппо Маринетти, Джорджо Моранди и Джорджо де Кирико. В своем стремлении создать «искусство будущего», футуристы отвергли традиционную культуру с ее художественными и нравственными ценностями, одновременно провозгласив культ урбанизированной цивилизации — мегаполисов, движения, высоких скоростей, энергии и силы.
В футуризме отмечается родственность с экспрессионизмом и кубизмом, выраженная в использовании сдвигов, пересечений, наплывов и наездов форм, означавших множественность дробных впечатлений современного городского человека.
Родиной течения явилась Италия, а его основными идеологами — литератор Филиппо Маринетти, живописец и скульптор Уго Боччони, а также живописцы Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра. Футуристический манифест «Искусство механизмов» говорит о двух основных ипостасях нового человека: первый — безликий функционер, робот, винтик в механизме окружающего общества, а второй — личность, воплощение сверхчеловека. Данный манифест был опубликован в феврале 1909 года в парижском журнале «Фигаро». В громкости ниспровержения предшествующих открытий футуристам не было равных, главными элементами творческой деятельности в манифесте назывались «храбрость, дерзость и бунт». Маринетти провозглашал: «Нет шедевров без агрессивности». Надо сказать, что подобных манифестов и программ у футуристов было гораздо больше, нежели реальных творческих достижений.
Постепенно громкое эхо итальянского футуризма докатилось до Парижа и России, где главным признаком будущего было признано движение. Работы художников прославляли индустриализацию, машины и урбанизацию. По заявлениям футуристов, движение, воспроизводимое ими на полотне, не было закреплено мгновением мирового динамизма, а само являлось динамическим ощущением. Они использовали тот же прием, что используют современные мультипликаторы, разбивая и фиксируя различные движения по этапам, — фазы движения показывались на картинах одновременно. В футуристической манере членить объемы легко читается живопись кубистов, которую футуристы попрекали в «застылости». Нередко разложение движения доводило изображение до полной абстракции, что наглядно просматривается в циклах Баллы «Линия-Скорость», «Скорость-Пейзаж» и «Вихрь».
Нет смысла искать глубокий психологизм и интерес к внутреннему миру человека в футуристическом искусстве, мечтой которого было создать «механического человека с заменимыми частями». Северини заселил со своими единомышленниками полотна механическими существами. Шаг за шагом футуризм начал растворяться в других художественных течениях.
Русский футуризм разительно отличался от западного варианта, от которого унаследовал только пафос строителей «искусства будущего». Русская версия — кубофутуризм — имела за основу соединение общеэстетических установок европейского футуризма и пластических принципов кубизма. В России течение существовало в рамках направления модерн и представляло собой совмещение различных группировок. Члены футуристического «Союза молодежи» называли себя «будетлянами». В Союзе творили: П.Н. Филонов, В.Е. Татлин, А.А. Экстер, М.З. Шагал, участники знаменитых выставок «Трамвай Б», «Мишень» и «Ослиный хвост» — Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.М. Зданевич, К.С. Малевич, а также члены группы «Гилея» — Д.Д. Бурлюк и В Маяковский.