Ар-нуво — это стиль, возникший в 1880—1900 годах. Ну, а если уже быть совсем точными, это одно из направлений модерна, причем самое декоративное и орнаментальное.
Интерьер в стиле ар-нуво предполагает естественное сочетание различных текстур, материалов и видов декорирования. Здесь переплетаются (зачастую в прямом смысле слова) металл и камень, стекло и дерево, зеркала и витражи. И именно витражам ар-нуво скорее всего и обязан своим происхождением. Все дело в том, что именно так назвался парижский магазин, который открыл в конце 19 века Зигфрид Бинг. В одной из его секций владелец представил современное искусство: стекло известных французских и японских мастеров и красочные витражи. Магазин, а вместе с тем и его товары начали набивать невиданную популярность. Зигфрид Бинг, впрочем, был скорее талантливым предпринимателем, чем креатором и декоратором: плавность линий и природность в сюжетах он перенял от своих коллег-японцев, а вот название магазина подглядел на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne») в 1881 г.
Первой «архитектурной ласточкой» стиля ар-нуво стал бельгиец Виктор Орта, построивший в 1893 знаменитейший дом профессора Эдмона Тасселя, первое здания в стиле ар-нуво. Однако в полной мере ар-нуво проявился в работах чешского художника и иллюстратора Альфреда Мухи. Именно ему выпала честь стать главным «визуализатором» «нового искусства». Взглянув даже мельком на работы Мухи можно понять об ар-нуво все. Именно поэтому его афиши, плакаты, виньетки, витражи, а также глобальные работы «Времена года» и «Славянская эпопея» обязательны к рассмотрению для каждого, кто хочет создать интерьер в стиле ар-нуво. Сложно переоценить вклад этого талантливого чеха в развитие нового стиля, именно поэтому это направление часто называют «стилем Мухи».
Впрочем, несмотря на деятельность видных представителей, выставки и популярность, австрийцам было сложно отличить французский ар-нуво от привычного для них «сецессион», немцам — от «юнегедстиля», итальянцам — от «либерти», испанцам от «модернисимо», а русским и другим европейцам — от модерна. Споры о границах между разными направлениями идут до сих пор и вряд ли когда-нибудь закончатся, но очертить особенности ар-нуво все-таки можно.
Во-первых, бросаются в глаза извилистые плавные линии. Они и становятся основой орнамента, главным средством выразительности, воплощением красоты, да и вообще несут стилеобразующую функцию и самостоятельное значение. Во-вторых, в ар-нуво решающее значение придается декоративности. В-третьих, особое внимание всегда уделяется природности — без листочка или деревца декор в стиле ар-нуво — неполноценен. Именно поэтому интерьеры в этом стиле изобилуют природными и растительными мотивами: вьющиеся растения, изображения женщин со струящимися по плечам волнами волос. Не меньшую популярность завоевали и водные растения: кувшинки или лилии, а также всяческие русалки, нимфы, осьминоги и рыбы. Вдохновляют дизайнеров также и некоторые насекомые, в основном бабочки и стрекозы — именно они чаще всего изображаются на богатых и невероятно детализированных витражах — если окна выходят на солнечную сторону, этим стоит воспользоваться. Также декоративность ар-нуво требует большого количества деталей, поддерживающих стиль: подсвечников, люстр, сантехнических приспособлений, керамической плитки, кованых решеток, шкафчиков и столиков с изящными резными ножками, картин — в общем, всего, вплоть до вилок и ножей. Особенно ценятся элементы интерьера ручной работы. Ар-нуво стал последним оплотом индивидуальных форм перед стандартизацией и безликостью массового производства. Главное правило ар-нуво — стилистическое единство и отсутствие углов. Волнистая мебель, округлые ступени, овальные рамы окон, камины-гроты. Все должно быть одинаково плавным, перетекающим, естественным и природным. Даже один строго прямоугольный элемент может разбить целостность стиля.
Стоит упомянуть, что ар-нуво довольно быстро перестал привлекать внимание художников и декораторов — уже в начале 20 века на первый план вышла простота форм, четкость линий и возможность машинного воспроизводства деталей. Второе дыхание у ар-нуво открылось только спустя 50 лет, когда декораторы освежили природный, декоративный и романтичный ар-нуво достижениями современного производства. Однако художественные ориентиры ар-нуво остались неизменными. Чтобы пропитаться ими и окончательно влюбиться в самое декоративное направление модерна, стоит посетить галерею «Ар-нуво» в Москве или музей Альфонса Мухи в Праге.