Место для рекламы

Загадка гибели Михаила Лермонтова

176 лет назад, 27 июля (по старому стилю — 15 июля) 1841 г. был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов. С тех самых пор не утихают споры о том, что стало причиной этого убийства, и кому оно было выгодно. Биографы поэта выдвигают десятки различных версий — от мистических до политических. В этой истории так много тайн, что восстановить истинную картину событий сегодня действительно очень сложно.

Поводом для дуэли стала произнесенная Лермонтовым в адрес его приятеля Николая Мартынова колкость в присутствии дам. Отставной майор любил носить кавказскую одежду и поражал воображение барышень кинжалом, который всегда висел у него на поясе. Лермонтов посоветовал Эмилии Верзилиной, к которой оба испытывали симпатию, опасаться этого «горца с большим кинжалом». Тот не слыл задирой и никогда прежде не участвовал в дуэлях, но на этот раз почувствовал себя оскорбленным и потребовал сатисфакции. По сути, Лермонтов сам спровоцировал вызов на дуэль.

На дурной характер Лермонтова жаловались многие его современники. Говорят, его за глаза называли «ядовитой гадиной». Шутка в адрес Мартынова — далеко не единственная и относительно безобидная. Поэту давали такую характеристику: «Характера он был капризного и нервного. То услужлив до приторности и любезен, то рассеян, равнодушен и невнимателен. Он был то весел, то грустен. Мог молчать часами, а когда к нему обращались, то получали в ответ желчь и сарказм».

Некоторые считали, что поединок стал прикрытием для спланированного убийства. Во времена СССР самой популярной была версия политического «заказа» — якобы Лермонтова застрелили по приказу шефа жандармов Бенкендорфа или самого Николая I. Писали, что поэта выслали из Петербурга по распоряжению самого императора, что в Пятигорске за ним следили жандармы, а дуэль наверняка не была случайной. Другие исследователи соглашались с тем, что судьба Лермонтова была предрешена задолго до дуэли, и враги только искали повод натравить на поэта кого-нибудь из его знакомых.

Однако версию «преднамеренного убийства Лермонтова агентами Николая I» вряд ли можно считать достаточно аргументированной. Император действительно назвал стихотворение «Смерть поэта» «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным» и выслал поэта на Кавказ в действующую армию, у него были причины для недовольства, но не для ненависти и уж тем более убийства. Попытка представить поэта жертвой самодержавия выглядит слишком надуманной. Лермонтов вряд ли был настолько опасен для императора, чтобы тот прибегнул к самым крайним мерам.

Сторонники версии спланированного убийства выдвигают также предположение о том, что на дуэли был кто-то третий, наемный убийца, притаившийся в кустах и стрелявший в поэта снизу. Причина такого объяснения — необычный характер ранения Лермонтова: пуля прошла снизу вверх под углом 35 градусов. Однако выстрел Мартынова прозвучал сразу после того, как поэт поднял руку и выстрелил в воздух. От отдачи он мог отклониться немного назад, и тогда пуля действительно могла войти под таким углом.

Еще одна версия гибели Лермонтова — это самоубийство, замаскированное под убийство. Некоторые исследователи уверены в том, что поэт сам искал смерти как своеобразного избавления от жизни, тяготившей его. Поэтому сознательно спровоцировал Мартынова на ссору и вызов на дуэль. Перед роковым выстрелом Лермонтов был спокоен, он не воспользовался своим правом дуэлянта и со словами «Стрелять в этого дурака я не буду» поднял руку вверх и выстрелил в воздух. И словно специально подставил себя под пулю Мартынова. На дуэли с де Барантом в 1840 г. он тоже выстрелил в воздух. Свою раннюю смерть он предчувствовал и словно ждал ее, о чем свидетельствуют пророческие строки многих его стихотворений. Биографы Лермонтова утверждают, что он всю жизнь был одержим страстью самоуничтожения и не раз подвергал себя риску. И делают вывод о том, что поэт сам спланировал и организовал собственную казнь.

Некоторые усматривают в гибели поэта мистику, называя его смерть последней в череде смертей «проклятого рода» Лермонтовых. Якобы никто из них не дожил до глубокой старости и не умер естественной смертью. Его дед из-за несчастной любви покончил с собой, выпив стакан «какой-то дряни», мать умерла в 21 год от чахотки, отец ушел из жизни в 44 года. И со смертью Михаила Юрьевича этот несчастный род пресекся. Мистику усматривали и в зеркальных датах рождения и смерти поэта — 1814 и 1841 гг., проводя параллели с трагическими событиями в истории всей страны, которые случились спустя столетие в это же время.

Возможно, такое множество версий возникло просто потому, что поклонникам творчества великого поэта до сих пор сложно поверить в то, что безобидная шутка могла стать причиной дуэли со смертельным исходом и оборвать жизнь Лермонтова в 26 лет.

Опубликовал    24 авг 2017
0 комментариев

Похожие цитаты

ТЕПЕРЬ НЕ УМИРАЮТ ОТ ЛЮБВИ.

КАК ПОГИБЛА ЮЛИЯ ДРУНИНА

Теперь не умирают от любви —
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви —
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…».

Юлия Друнина. Это имя известно каждому человеку, который хоть однажды прикоснулся к стихам.
10 мая ей исполнилось бы 88 лет. Но поэтесса трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСвава  25 сен 2016

к цитате #976819

Не понял ты дебат, увы, Серёжа!
Не о поэтах, графоманах речь,
И не о тех, кто в рифму «рожа-кожа».
Не стоила полемика бы свеч.

Все-все здесь далеки от совершенства,
Ну, правда, не Есенины в миру,
Но наблюдая стихо-декадентство,
Ахматова ворочалась б в гробу.
-----
И вновь отлайканные гении Жемчужин,
На все законы рифмо-ритма наплевав,
Плетут безвкусицу - «а чем я Блока хуже?»
И «графомана», и «поэта» замарав…

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  08 фев 2017

«Стихи не любящий - тупее всех зверей»?

«Поэзия — это болезнь воображения»
Как вы думаете, какие книги пользуются наименьшим спросом у большинства читателей? Ответ вы можете узнать в ближайшем книжном магазине: самый густой слой пыли вы обнаружите в разделе поэзии. Спрашивается, почему так?

«Вымысел — ее основа, преувеличение — главное средство. Ее можно назвать горячкой воображения, и сила ее достигает высшего предела в минуты бешеного бреда», — так охарактеризовал поэзию швейцарский философ Франциск Вейсс. Большинство людей, надел…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  31 июл 2017