Приобретая недорогое вино российского производства, покупатели нередко интересуются, не "порошковое" ли оно. Разберемся, откуда взялась легенда о "порошковом вине" и насколько она соответствует истине.
Обычно «порошковым» принято считать дешёвое вино, выпущенное малоизвестным широкой публике российским производителем, — про массандру или абрау-дюрсо слышать подобных слухов не доводилось. Подразумевается, что при его производстве вместо брожения виноградного сусла применяется некий «винный порошок», который разводится водой с добавлением спирта. Относительно состава этого порошка мнения расходятся: по мнению оптимистов, «винный порошок» производится путём выпаривания виноградного сока и представляет собой в целом натуральный продукт. Пессимисты уверены, что он делается смешиванием сахара, лимонной кислоты, пищевых красителей и всяческих ароматизаторов.
Насколько правдива эта легенда и на чём она основана?
Во-первых, после распада СССР большинство винодельческих регионов — Украина, Молдавия, Грузия, Армения — оказались за границами России. Хотя в последние годы отечественное виноградарство и виноделие развивается очень активно, чему способствуют меры государственной поддержки, до сих пор вино, произведённое в России из выращенного здесь винограда, покрывает лишь около 30% потребностей рынка. Ещё примерно столько же или чуть меньше приходится на бутилированный импорт — но импортные вина существенно дороже и по карману далеко не всем потребителям.
Оставшуюся долю рынка занимают вина российского производства (а согласно закону, местом производства алкогольного напитка считается линия розлива), которые делают из импортных виноматериалов, закупаемых в разных странах и ввозимых в страну в цистернах наливом, — на сленге виноделов эти виноматериалы называются балком.
Термин «виноматериал» означает сухое вино, предназначенное для последующей дальнейшей переработки. В простейшем случае его попросту бутилируют и пускают в продажу, но могут купажировать, т. е. смешивать разные сорта для получения более интересного букета, выдерживать в дубовых бочках или подвергать шампанизации — практически все недорогие игристые вина, выпускаемые в России, приготовлены именно из балка.
Большинство подобных вин выпускается на малоизвестных винзаводах, расположенных вблизи крупных городов, — во времена советской индустриализации их размещали поближе к потребителям и квалифицированной рабочей силе, а сырьё могли завозить из любого региона.
Такие вина в большинстве своём имеют вполне приемлемое качество, хотя претензии к ним всё же нередки. Дело в том, что балк, как правило, закупается на спотовом рынке, где подвернётся дешевле, одна партия из Испании — другая из Чили или Молдавии. Поэтому часты случаи, когда при попытке приобрести понравившееся ему вино покупатель сталкивается с напитком совершенно непохожим на него по вкусу — хотя и разлитым в точно такую же бутылку. На контрэтикетке, на обратной стороне, можно прочитать надпись мелким шрифтом: «Произведено из сухого виноматериала».
Человеку, далёкому от знакомства с тонкостями винодельческих технологий, сразу приходит в голову некий порошок-концентрат — хотя при этом, читая на этикетке надпись «сухое вино», он совершенно не ожидает, будто под пробкой окажется какой-то «порошок». Это — одна из причин возникновения легенды о «порошковом вине».
Есть и другая. В 90-е годы на рынках прибрежных курортных посёлков в Крыму, на черноморском побережье Кавказа, в южных областях Украины была весьма широко распространена полуподпольная торговля дешёвым «домашним вином» в пластиковых баклажках. Иногда это действительно был простенький самодельный «сушняк», но очень часто предприимчивые торговцы попросту брали популярный в те времена сухой концентрат вроде «Инвайта» или «Юппи» и разводили его водой с добавлением водки.
Вином полученная жидкость никак не являлась — говоря современным языком, это был типичный суррогат, — но была в меру сладенькой, в меру кисленькой и содержала алкоголь. Среди неискушённых отдыхающих, которых интересовало в первую очередь именно содержание алкоголя, а не вкус и аромат, эти суррогаты благодаря дешевизне расходились на ура. А вся местная округа знала, что «баба Маня гонит вино из порошка».
Собственно, эти две вполне реальные причины, причудливо соединившись в массовом сознании, и породили миф о «порошковом вине». А насколько вообще возможно и реально производство вина — настоящего вина, а не суррогата — из каких-либо «сухих концентратов»? Ведь используют же для производства соков и нектаров концентрированные соки, доставляемые из экзотических стран?..
Во-первых, стоимость одного литра импортного виноматериала составляет порядка 0,6−0,8, или порядка 40−50 рублей на наши деньги, но в ряде случаев (низкое качество, избыточный урожай и т. п.) может оказаться и ещё намного ниже. Производителям нет никакого экономического смысла заморачиваться с «выпариванием» и последующим «восстановлением». Затраты на «производство» такого вина сводятся в простейшем случае к розливу по бутылкам и наклейке этикеток и с лихвой отбиваются даже в самом низкобюджетном сегменте.
Бракованный виноматериал, имеющий явные изъяны во вкусе и аромате и непригодный для непосредственного розлива, можно приобрести ещё дешевле. Для исправления вкуса в него добавляют подсластители (как правило, обыкновенный сахар), регуляторы кислотности (лимонную кислоту) и другие ингредиенты. Зачастую содержание исходного виноматериала составляет в таком напитке всего 50% от объёма.
Закон не позволяет именовать получившийся продукт вином, и его маркируют как «винный напиток» — на полке сетевых магазинов подобное пойло можно встретить в бумажных пакетах по цене порядка 100 рублей за литр, если не дешевле. Для здоровья оно совершенно безопасно, однако о каких-либо вкусовых качествах говорить не приходится. Такая продукция тоже находит своего потребителя среди охотников за дешёвым градусом.
При этом уровень государственного контроля за алкогольной отраслью в России сегодня крайне высок, и никто из легальных производителей не станет рисковать дорогостоящей лицензией ради грошовой выгоды. Чем химичить с «порошками», куда проще абсолютно легально гнать дешёвый шмурдяк, написав на этикетке «винный напиток».
Есть и ещё один момент — технологический. В процессе приготовления вина, в ходе дрожжевого брожения, происходит не только переработка в алкоголь содержащегося в сусле естественного виноградного сахара, но и многие другие химические процессы. В результате натуральное вино — неважно, хорошее или плохое — совершенно не походит по вкусу на виноградный сок. И приготовить «вино», добавляя воду и спирт в концентрат виноградного сока — неважно, сухой или пастообразный, — невозможно. Вы можете легко убедиться в этом самостоятельно: возьмите пакет виноградного сока, добавьте туда немного водки и попробуйте. У вас получится водка с виноградным соком, а на вино полученный «коктейль» окажется совершенно непохожим.