Последнее время широкое распространение получил новый вид туризма. В ряд стран путешественники приобретают туры не ради экзотической природы и древних памятников культуры, а для того, чтобы спуститься под землю и посмотреть… на метро. Что неудивительно. Поскольку некоторые экземпляры подземки впечатляют не хуже памятников и музеев.
Пожалуй, самым пафосным и дорогим метрополитеном, привлекающим туристов со всего мира, является Дубайский. А ещё самым современным и скоростным.
В символичную дату 09.09.09, в девять часов вечера, 9 минут и 9 секунд правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бин Рашид Аль Мактум торжественно открыл дубайский метрополитен на станции возле крупнейшего торгового центра Mall of the Emirates. Дубайское метро — самая длинная, полностью автоматизированная рельсовая система в мире и первое метро в регионе Персидского залива. Строительство метро началось с конца 2005 года и на сегодняшний день уже открыто 26 станций, а длина линий составляет 52 км. Стоимость строительства обошлась городской казне в 7,8 миллиардов долларов. Темпы строительства поражают.
Прокатившись по «красной ветке», можно бегло посмотреть на весь Дубай. Большая часть рельс проходит по виадукам вдоль самой оживленной магистрали Эмиратов — шоссе Шейха Заеда, где выросли самые высокие небоскребы Эмирата, лицезрение которых захватывает дух.
Вагоны едут очень тихо и ровно, даже в туннеле можно спокойно поговорить. Система основана на технологии контактного рельса, когда электроэнергия доставляется по непрерывному твёрдому проводнику, располагаемому сбоку полотна или между рельсами.
Станция Дубайского метрополитена — это обычно двух-трех этажное сооружение с входом, вестибюлем с турникетами и кассой, и этаж с платформами. Причем, везде великолепная подсветка. Роскошные станции похожи на яркие картинки будущего: свет проникает под землю сквозь небольшие оконца; наземные станции заключены в необычные купола. В дизайне станций обыгрываются четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Для оформления некоторых станций использованы традиционные цвета песочной гаммы и элементы декора, такие как фонари, решетки, кувшины. Все этажи всех станций оборудованы эскалаторами и лифтами. Внешне станции похожи, они выглядят как морские раковины, что указывает на древнюю традицию добычи жемчуга. Одна из них даже отделана натуральным жемчугом. Поезда отделены от станций стеклянными перегородками, что не позволяет попадать на железнодорожное полотно ни людям, ни мусору. У наших бабушек с колясками, при виде такого изобилия удобств и света, наверное, случился бы инсульт или приступ эпилепсии.
В Дубайском метрополитене, несмотря на все старания, невозможно встретить ни одного бомжа! Зато на каждой платформе можно долго любоваться на красивую план-схему станции в разрезе.
В среднем, интервал между поездами составляет 5−7 минут. В составе пять вагонов, все они соединены в единую систему, и можно спокойно путешествовать по всему поезду через «гармошки». Правда, первый вагон не для всех — первая половина его представляет из себя салон «золотого класса» с удобными креслами и меньшим количеством народу (золотой билет стоит всего в два раза дороже обычного), другая половина вагона — исключительно для женщин (тех, кто по каким-либо убеждениям предпочитает ездить отдельно) и детей. Проезд для малышей до 5 лет и с ростом менее 90 см — бесплатный.
Но самый главный шик — отсутствие машиниста. Электропоезда управляются дистанционно с помощью компьютеров. У лобового стекла всегда кто-нибудь стоит и любуется видами…
Желающие могут назвать строящиеся станции Дубайского метрополитена в честь своего магазина или банка, вот только нужно заплатить около миллиона долларов, а то и больше.
Самое необычное метро в мире это Tunnelbana, Стокгольм, Швеция.
Стокгольмское метро просто сказочное. Вместо гранита, стекла и бетона в его оформлении использованы ярко раскрашенные и украшенные декоративной росписью необработанные скалы.
Стокгольмское метро (Stockholms tunnelbana) часто называют самой длинной художественной галереей мира. Около 90 из 100 станций метро предоставляют туристам возможность ознакомиться с творчеством представителей различных видов и направлений искусства. Здесь и сказочные гроты (многие станции вырублены в скалах, как пещеры), и скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, мозаики, граффити и даже видео-инсталляции. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около 1,5 млн.
К примеру, одна из самых красочных и контрастных станций раскрашена в яркие красный и зелёный цвета. Тема оформления станции — как люди вырубают лес и строят на его месте свою жизнь: с одной стороны станции нарисовано много леса, в середине его массово вырубают и застраивают домами, а в другом конце уже живут и работают люди. Хотя наползающее с потолка на экскалатор красное зарево больше напоминает извержение вулкана.
Еще одна станция Vreten вырублена прямо в скале и украшена кубами небесного цвета, торчащими из пола, стен и потолка. А станция Kungstradgarden — «Королевский сад» оформлена наскальной живописью в стиле «пещеры горного короля».
Сказочные в Стокгольмском метро даже эскалаторы и лифты. Допустим, вы приезжаете на какую-нибудь отдаленную станцию и хотите подняться наверх. Подходите к эскалатору, а он не работает. И вокруг никого. В этом случае, нужно просто зайти на эскалатор и он включится сам. Помимо эскалаторов здесь имеются лифты, которые дублируют эскалаторы, и которые активно используются людьми с детскими колясками.
Бывает, что лифт выходит прямо на поверхность. Выглядит необычно — посередине тротуара стоит стеклянная будка. В нее заходит человек и уезжает вниз.
Самым экстремальным считается метро Bund Sightseeing Tunnel, Шанхай, в Китае. Вернее сказать такой славой у туристов пользуется не все метро, а подземный фуникулер длиной в 627 м. Он соединяет два исторических района Шанхая, находящихся на противоположных берегах реки. На время короткой, но увлекательной поездки пассажиры будто переносятся в параллельный мир; этот необычный эффект достигается с помощью специальной музыки, а также оригинальных световых эффектов. Пассажиры оказываются, словно, внутри калейдоскопа и поездка напоминает скорее невиданный аттракцион.
В целом же метрополитен Шанхая, хоть и не выделяется с точки зрения эстетики, но заслуживает упоминания, ведь он является самым крупным в мире: его линии в совокупности достигают 420 км. Пассажиропоток составляет более 7 млн. человек.
Московская станция «Киевская» самая изысканная. Хотя и российское метро уступает зарубежным аналогам в техничности и современности (поскольку вес его достижения относятся в основном к советскому периоду), но помпы ему не занимать. Станции московского метрополитена всегда производят неизгладимое впечатление на туристов. С первого взгляда все они похожи то ли на дворец, то ли на собор. Станцию метро «Киевская» мировые эксперты даже признали «самой изысканной в мире». Дизайн «Киевской» разрабатывался еще в 30-х годах ХХ века, когда в архитектуре и искусстве был распространен советский монументальный классицизм (другое название — «сталинский ампир»). Отсюда массивные канделябры, потолки с лепниной и многочисленные живописные полотна, изображающие трудящихся. Оформление станции посвящено воссоединению Украины с Россией; крупное панно в торце станции знаменует 300-летие этого события.
Первая линия московского метрополитена — от Парка Культуры до Сокольников — была запущена в 1935 году. На «дворцы для народа» ничего не жалели: над проектами станций работали лучшие архитекторы, их украшали мрамором и гранитом, мозаикой, росписями и скульптурой. Благодаря этому московское метро до сих пор считается одним из самых красивых в мире, и 44 из 185 станций метрополитена присвоен статус объектов культурного наследия.
Каждый уважающий себя метрополитеновый турист посещает четыре вышеперечисленных метро обязательно, а самые изысканные эстеты на закуску оставляют ещё метрополитен Мюнхена в Германии — один из самых молодых в мире: его открыли всего лишь в 1972 году. Одновременно он же считается самым комфортным, так как ни одно другое метро не оснащено в такой степени лифтами и эскалаторами и не имеет настолько продуманной системы пересадок. U-Bahn обладает чертами типично немецкого практицизма и минимализма; но при этом каждая станция имеет индивидуальное оформление. Одни окрашены во все цвета радуги; в отделке других использованы, например, зеркала или металл; третьи выделяются нестандартной конструкцией потолков или стен. Ну и на закуску, конечно же, метрополитен Drassanes Station, Барселона в Испании. Там внимание привлекает станция Drassanes, открытая в 1968 году и реконструированная совсем недавно, благодаря чему она приобрела свой неповторимый вид. Молодые испанские архитекторы Э. Мунне и Х. Рио были вынуждены работать в условиях ограниченного пространства, и придумали неординарное решение — придать станции облик поезда. Сегодня это яркая, интерактивная, футуристическая площадка, воплощение грез фантастов XX века о будущем.