Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа.
На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон: в православном календаре только в июле установлены празднования в честь икон Богоматери, носящих названия Ахтырской, Феодотьевской, Галатской, Домо-строительницы, Влахернской, Казанской, Тобольской, Устюжско-Благовещенской, Кипрской, Коневской, Ржевской, Смоленской, Троеручицы, Абалацкой-Знамение, Гребневской и других.
Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар; Донская принимала участие в исторической Куликовской битве; Казанская покровительствовала русскому войску в 1612 году при изгнании поляков из Кремля; Федоровская играла благословляющую роль при избрании на царство первого представителя дома Романовых — юного Михаила.
С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая), давшая на Руси тип «Умиление».
Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.
Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией.
Деисусное изображение может быть в рост, поясным, погрудным, в зависимости от того, в какой иконостас входила икона. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу, помещавшемуся в центре деисусного чина; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося Его за род человеческий.
На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.
Изображение типа Умиление — одно из самых распространенных и любимых в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки.
На одних иконах Богоматерь держит Иисуса на левой руке: Смоленская, Казанская, Тихвинская, Иверская…
На других Христос находится на правой руке Матери: Владимирская, Донская, Иерусалимская, Молдавская, Почаевская, Цареградская, Ярославская, Яхромская, Федоровская…
Младенец в медальоне на груди изображается на иконах Знамение и Живоносный источник.
Без Младенца Богородица предстает на иконах Ахтырская, Боголюбская, Всех скорбящих радость, Покров, Огневидная, Филермская, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому…
Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына и которая с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя их спасения.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она полна благоговения. Дева Мария поклоняется Своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Лиричность, просветленность и отрешенность — вот, пожалуй, главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Иконы Пресвятой Богородицы
Икона «О Тебе радуется» иллюстрирует начальные строки песнопения: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» — и представляет Богоматерь с Младенцем на Престоле, в окружении божественной славы; за Нею — собор ангелов и храм. У подножия Престола Иоанн Дамаскин — автор «Октоиха», протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости. Венчает композицию полукруг неба — как правило, с изображением небесных ангельских сил («И чрево Твое пространнее небес содела»). Икона известна в России с XV века.
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к прп. Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.
Около 1878 года в Санкт-Петербург прибыли афонские иеромонахи Афанасий и Варсонофий. Ими в числе прочих святынь был принесен список «Скоропослушницы», который отличался от известного афонского образа Богородицы. На принесенной иконе Божия Матерь была изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей. В Петербурге икона получила название «Невская Скоропослушница». Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы». Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, которая стала первым местом, принявшим икону в Санкт-Петербурге. Знаменательно, что именно она станет спустя век местом постоянного пребывания этой святыни.
Неопалимая Купина — одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т. е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками и с изображением Божественного Младенца на груди. Изображается Богородица как сидящей, так и стоящей. Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря).
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года, почитается как чудотворная. Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Богородица изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях. Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю.
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» — один из почитаемых образов Богоматери. Его создание относят к XVII веку на Афоне (по другим источникам, место создания — Константинополь). Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Иконы «Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, при этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Празднование в честь иконы в совершается 3 (16) апреля.
«Всех Скорбящих Радость» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской Православной Церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от Её имени. Образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю (6 ноября по григорианскому). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.
Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской Православной Церкви. Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе. Празднование иконе совершается: 8 (21) июля (обретение), 22 октября (4 ноября) (в честь избавления Москвы).
Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» (греч. — Горгоэпикоос) написана на Святой горе Афон, хранится в монастыре Дохиар. Икона была написана в Х—XI веках, во время жизни настоятеля обители прп. Неофита. Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне. Празднование иконе совершается 9 (22) ноября.
«Умягчение злых сердец» (или «Симеоново проречение») — икона Богородицы, на которой символическими знаками изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня (Лк. 2:34−35). Празднование иконе совершается 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю), а также в неделю Всех Святых (первое воскресенье после дня Пятидесятницы).
Донская икона Божией Матери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). Икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю.
Владимирская икона Божией Матери (первоначально Вышгородская) — одна из самых чтимых реликвий Русской Православной Церкви; считается чудотворной, относится к типу Елеуса (Умиление). По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь привезена из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. В настоящее время икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.