В Санкт-Петербурге можно найти десятки необычных памятников, которые не показывают на экскурсиях. При этом они не лишены особого шарма и достаточно интересны.
Петербургский ангел
В Измайловском саду есть необычный памятник — «Петербургский ангел».Он представляет собой миниатюрную скульптуру пожилого мужчины, сидящего на лавочке с зонтиком и книжкой. Это собирательный образ всех петербургских пенсионеров, живущих примерно в годы ленинской эпохи и отличающихся особой интеллигентностью и добротой. Скульптура появилась в Измайловском саду 12 октября 2012 года. В этот день состоялось знакомство со скульпторами, играла скрипка и устроили праздничный фейерверк. Автор скульптуры — известный мастер-кукольник города Роман Шустров.
Он говорит, что данный памятник посвящён поколению, пережившему не только страшную гражданскую войну, но и блокаду Ленинграда, голод, Великую Отечественную войну, репрессии Сталина и другие события, выпавшие на его долю.
Нос майора Ковалёва
Один из самых необычных памятников Петербурга. Посвящён антагонисту главного героя гоголевского «Носа». Примечательно, что расположен он просто на одном из городских перекрёстков. Большинство событий, с которыми связана повесть, происходили в другой части центра города. Придумал его Ризо Габриадзе в 1995 году, незадолго до того установивший около Цирка знаменитого «Чижика-пыжика».
Памятник установили в октябре 1995 года на фасаде дома 11 по Вознесенскому проспекту,
Памятник представляет собой серую известняковую путиловскую плиту размером 60 на 35 см, в нижней части которой расположено изображение носа, выполненное из розового украинского мрамора, привезенного с родины Н.В. Гоголя, а в верхней части написано «Нос майора Ковалева».
Памятник бравому солдату Швейку
Единственный на территории Петербурга памятник зарубежному литературному персонажу был открыт 11 апреля 2003 года на Балканской площади в день 120-летия создателя персонажа, чешского писателя Ярослава Гашека. Швейка сделал тот же Альберт Чаркин, который сотворил и Остапа Бендера. Выполнена скульптура в натуральную величину (рост Швейка был около 160 сантиметров). Сперва памятник стоял у входа в метро «Купчино», а затем был перенесен в арку торгового центра на Балканской площади.
Размышление о Маленьком Принце
Во внутреннем дворе Филологического и Восточного факультетов СПбГУ установлена скульптура «Размышление о Маленьком Принце» — на стопке нагромождённых друг на друга книг сидит забавный «филолог» в шутовском колпаке и держит в руках распахнутую книгу. На развороте книги можно прочитать цитату из «Маленького Принца» на французском и русском языках: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». А сам Маленький Принц расположился у подножия постамента, на третьей снизу книге.
Открыта 21 октября 2002 г. Скульптор: А.А. Аветисян
Камень-голова
Интересный памятник можно найти в Сергиевском парке — дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, на месте бывшей усадьбы дочери Николая I Марии и её супруга герцога Лейхтенбергского. Представляет он из себя каменную голову, вырастающую прямо из земли.
Скульптор этого монумента точно не известен, единственная зацепка — выполнена работа по проекту Ф.Броуэра. Этот архитектор работал в Петербурге в конце XVII — начале XVII века. По его замыслу, голова должна была изображать русского воина в православном шлеме. Доказательством служит отверстие на носу — скорее всего оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для доспехов воинов-русичей.
Называют «камень-голову» по-разному: «Старик», «Русич», «Воин», «Голова Самсона», а в студенческих кругах этой скульптуре дали имя — Адам.
О памятнике ходит много легенд. Одна из них говорит о том, что это вовсе голова Петра Первого. Другое предание рассказывает о роднике, который когда-то находился под головой. После того, как он иссяк, «воин» начал врастать в землю. Если врастет полностью — настанет конец света.
Муму
Один из самых трогательных «литературных» памятников Петербурга расположен на площади Тургенева у входа в ресторан «Два Му».
Бронзовый спаниель преданно ждёт своего хозяина у входа в ресторан, положив грустную мордочку на лапы возле его сапог. Выше на стене расположена табличка, на которой висит рабочий фартук хозяина. Собака готова ждать своего хозяина вечно, но люди часто платят жестокостью за верность. Табличка гласит, что памятник посвящён именно собаке. Создатели утверждают, что хотели увековечить всех меньших братьев человека, которым незаслуженно была нанесена обида и причинена боль.
Памятник был открыт в марте 2004 года, скульптор А. Аревикян.
Бравый брандмайор
Памятник пожарным «Бравый брандмайор» — памятник в Санкт-Петербурге, в Рыбацком, рядом с метро. Является частью комплекса «Аллея Славы пожарных Санкт-Петербурга».
Интересно, что профессия пожарного в России появилась именно в Санкт-Петербурге. Это случилось в 1803 г. по указу Александра II. До этого люди самостоятельно боролись с огненной стихией.
Памятник был открыт в 2004 г. в сквере на Прибрежной улице. Он представляет собой фигуру «Бравого брандмайора» (так в XIX в. называли пожарных). Автор проекта — скульптор Кардабовская.
Фонарщик
Памятник фонарщику установлен на Одесской улице, в районе Песков. Скульптура появилась здесь не случайно — 11 июля 1873 года на этой улице были проведены первые опыты электрического освещения, и был зажжён первый электрический фонарь. В честь этого события на стене дома установлена памятная табличка. Благодаря изобретению электротехника Александр Лодыгина, мастерские которого находились неподалеку от этого района, фонарщики потеряли работу. Теперь жертвы технического прогресса увековечены в чугунном памятнике Лодыгин изобрёл лампу накаливания, за которую получил Ломоносовскую премию, и сейчас сложно представить фонари без электричества.
Но уходя в глубину веков можно узнать, что именно в Санкт-Петербурге впервые появилось уличное освещение. Сначала фонари зажигались с честь празднеств, а с 1718 года освещение стало регулярным. Фонарщики по вечерам зажигали, а утром гасили фонари, меняли фитили, чистили плафоны от копоти. Первоначально они работали на масле и керосине, и уже много позже стали газовыми, а затем и электрическими.
У памятника можно загадать желание.
Фонарщик — человек, как известно, мастеровой, настоящий работяга. Такой труженик легко поможет улучшить финансовое состояние всех желающих. Для этого надо потереть его сапог. Если потереть левый — возрастут побочные «левые» доходы. А если потереть правый — возрастет официальная зарплата. Надо заметить, что хорошо отполированы у памятника оба сапога.
Коты
В Петербурге есть два «кошачьих» памятника — коту Елисею и кошке Василисе. Елисей разместился на фасаде Елисеевского магазина. А Василиса «живет» напротив — на фасаде дома 3 на улице Малой Садовой.
Появились эти памятники на Малой Садовой в 2000 году. Автор идеи — историк Сергей Лебедев. Архитектор — Владимир Петровичев.
Кошки, увековеченные в бронзе, символизируют животных, оказавших неоценимую помощь военному городу. Из-за голода в Ленинграде были уничтожены все кошки. Антисанитария в городе привели к нашествию полчищ крыс, питавшихся трупами, а бороться с ними было некому. Крысы расплодились настолько, что порой трамваям приходилось останавливаться из-за того, что проезжая часть была перегорожена крысиными ордами. После прорыва блокады в 1943 году, из Ярославля был прислан целый эшелон кошек. В дальнейшем кошек присылали и из других сибирских городов, и крысы в городе были полностью уничтожены.
В память об этих кошках, спасших город от крыс, и был открыт памятник коту Елисею и кошке Василисе. Горожане сразу заметили, что эти животные умеют приносить удачу.
Для того, чтобы желание исполнилось, нужно закинуть монетку на постамент к коту или кошке. Таким способом можно «поймать удачу за хвост», и загаданное желание обязательно исполнится.
Памятник Маугли
Один из самых старых памятников литературным героям. Открыт в Приозерске еще в 1969 году. Скульптор Карагот изобразил довольно схематично юношу в повязке и сидящую рядом с ним пуму Багиру. Памятник — одна из главных достопримечательностей приозерского парка — совсем недавно пострадал от действий хулиганов и стал рассыпаться.
В скульптуре видна сила и мощь величественной пантеры и беззащитность человеческого «лягушонка». Впечатляющее единение природы и мира людей, когда всесильный человек без доброты диких животных не выживет в суровых джунглях.
Памятник Осипу и Надежде Мандельштам
Во дворе Санкт-Петербургского университета в 2010 году открылся монумент «Памятник любви». Он представляет собой бронзовую аллегорическую чашу высотой около трёх метров, из которой ввысь тянется дерево. Поэт Осип Мандельштам и его супруга, Надежда, с которой они так часто расставались, смогли воссоединиться, словно паря над этой чашей в воздухе: за плечами у них ангельские крылья, в руках поэт держит листы рукописей.
Постамент для четы Мандельштам выполнил петербургский скульптор Хачатур Белый: металлическая тумба украшена плодами граната, которые в Древней Греции считаются символом супружеской верности, и первой строфой стихотворения «О, как же я хочу», написанного поэтом в воронежской ссылке. В ссылке тогда с Мандельштамом находилась и Надежда Яковлевна, которая не захотела покинуть супруга и разделила с ним все тяготы жизни на поселении.
Музыкальный фонтан «Мир детям»
Новый поющий фонтан «Мир детям» установили 24 сентября 2015 года на территории развития «Гранд Каньон». Он представляет собой скульптурную композицию из бронзовых детей, кружащихся в хороводе. Струи воды и монументы «танцуют» под популярную детскую музыку из десятков стран мира. Автором «поющего источника» выступил скульптор Константин Гарапач. По задумке, этот фонтан символизирует дружбу всех детей планеты, а открытие приурочено к Международному дню мира.
Девочка на тираннозавре
Эта история началась несколько лет назад. На открытии временной выставки во дворе Мраморного дворца, напротив памятника русскому императору, установили шестиметровую скульптуру «Первый всадник», представляющую собой китайскую девочку верхом на рептилии. Выставка завершилась, а необычный монумент остался. Правда, смотрители музея скрыли его от посторонних взглядов массивным забором. Но весной 2015 руководство Русского музея приняло решение освободить девочку от деревянных оков. Таким образом, спустя несколько лет Александр III вновь вступил в схватку с причудливой китаянкой и её домашним тираннозавром.
Памятник Гулливеру
Необычный памятник герою повести Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» расположился на Университетской набережной во дворе филологического факультета СПбГУ. Удивительный объект установили во дворе в ноябре 2007 года. Памятник литературному персонажу — некое воплощение бесконечности и относительности. Бесконечная череда бронзовых Гулливеров, уменьшающихся в размере, каждый из которых в несколько раз меньше предыдущего — творение скульптора Тимура Юсуфова.
Памятник «Человеку-невидимке»
Неофициальный памятник «Памятник Человеку-невидимке» — один из самых необычных и мистических памятников в Санкт-Петербурге. Александр II был основателем Александровской больницы. Благодарные горожане установили рядом со входом в больницу памятник царю-благодетелю. В 1931 году он был демонтирован и уничтожен, но полированный гранитный постамент остался на месте. По непонятным причинам другой памятник, подходящий по духу советской эпохе, здесь так и не появился. В 1985 году больница переехала в новое здание, а здесь разместился психо-неврологический диспансер.
Видимо, созерцание пустого постамента из окон психбольницы и навело кого-то на мысль о том, что памятник всё же существует, просто его никто не видит. Сейчас уже никто не помнит, когда здесь появилась надпись «Человек-невидимка». Надпись неоднократно закрашивали, но она, волшебным образом, появляется на постаменте вновь и вновь.
Памятник Александру II планируется восстановить. В какое место придется переезжать Человеку-невидимке — пока не ясно.
Памятник жертвам политических репрессий
Место его расположения было выбрано неслучайно — набережная Невы напротив «Крестов», ведь эта тюрьма была знаком того страшного времени — самые жестокие и массовые убийства в отечественной истории проходили в 1937—1938 годах — во время Большого террора.
В основе мемориала — один из символов Санкт-Петербурга — скульптуры сфинксов, расположенные напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Одна сторона лица у сфинксов обычная, женская и обращена она к жилым домам, а другая сторона, обращённая к Неве и Крестам, изъеденная до черепа.
Эта страшная деталь и место расположения памятника говорят о драматизме событий, происходивших в период репрессий в Ленинграде, городе интеллектуалов и инакомыслящих, где миллионы жителей попали в тюрьмы. Автор показывает, как близки в то страшное время были жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия.
Туловища сфинксов худые и через их кожу выступают кости, а высокая посадка головы выражает тревогу и обеспокоенность.
На табличках вокруг сфинксов — стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Даниила Андреева и других поэтов, а также высказывания Александра Солженицына и Иосифа Бродского. Между сфинксами на парапете набережной сложены четыре гранитных блока, напоминающих тюремное окно.
Памятник Остапу Бендеру
Памятник главному герою знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова, знаменитому Остапу Бендеру расположился на Итальянской улице, возле дома 4 у входа в ресторан «Золотой Остап». Памятник установлен 25 июля 2000 года к столетию Остапа Бендера. Его авторы скульптор Д. С. Чаркин и архитектор В. Б. Бухаев.
Остап выполнен из бронзы и имеет высоту 190 см. Знаменитый герой опирается левой рукой на тот самый, двенадцатый стул, а под мышкой держит папку с компроматом на миллионера Корейко. Традиционная фуражка и шарф, модный пиджак, гордо поднятая голова и вызов во взгляде. Даже если бы с ним рядом не было стула, эту фигуру трудно было бы не узнать.
Бронзовый Остап пользуется любовью у большого числа горожан. В разгар туристического сезона здесь выстраивается очередь из желающих посидеть на его знаменитом стуле. Хотя, может быть это вовсе и не тот стул? Как об этом узнать?
Для того, чтобы рискованная авантюра увенчалась успехом, бронзового Остапа нужно потереть за нос, а потом посидеть на его стуле, набитом сокровищами мадам Петуховой. Тогда удача будет неизменно сопровождать того, кто готов пойти на риск. Если все ваши начинания увенчались успехом, значит, вы действительно посидели на том самом, правильном стуле.
Заяц на свае
Остров, где находится Петропавловская крепость, носит название Заячьего. Это, казалось бы, странное название связано с легендой, по которой во время наводнения заяц спасся, найдя оригинальное убежище — сапог царя Петра I. Не удивительно, что было решено увековечить это событие, создав скульптуру спасшегося зайца.
Открыт памятник был 17 мая 2003 года одновременно с открытием после ремонта Иоанновского моста. Автор скульптуры — В. Петровичев, архитектор — С. Петченко. Скульптура размером 58 см изображает зайца настороженным, привставшим на задних лапках, и готовым в случае наводнения подыскать себе очередной транспорт. Заяц расположен на одной из свай, предохраняющих мост от ледохода. На постаменте зайчика указаны метки уровня всех наводнений, происходивших в городе. Эта скульптура неизменно привлекает туристов. Еще бы, ведь такой счастливчик, наверняка обладает способностью привлекать удачу и к другим.
Для того чтобы задуманное осуществилось, нужно забросить монетку на сваю у подножия скульптуры так, чтобы она не соскользнула в воду. Тогда во всех делах вам будет сопутствовать удача.
Памятник водовозу
Этот памятник установлен возле входа в музейный комплекс «Вселенная воды» на Шпалерной улице.
Размер памятника соответствует росту взрослого мужчины. Водовоз, одетый в традиционную для того времени одежду с усилием налегает на поручень телеги, везущей бочку с водой. Его сношенные башмаки крепко упираются в булыжную мостовую, а рядом с ним бежит собачка, задорно задравшая хвост.
В начале XIX века в Санкт-Петербурге не существовало центрального водоснабжения. Для обеспечения жителей города водой без устали трудились водовозы. Вода для использования горожанами накачивалась в специальные бочки при помощи помп, а затем водовозы доставляли их по всему городу на двухколесных телегах.
Бочки, в которых развозили воду, были разных цветов. В белых вода была самой чистой. Её доставляли из Невы. Бочки зелёного и жёлтого цвета набирались в городских каналах и в Мойке и шли в основном на хозяйственные нужды.
В 1858 году, после решения Александром II об учреждении «общество водопроводов» началось устройство центрального водоснабжения Санкт-Петербурга. Через 5 лет после издания указа на Шпалерной улице появилась первая в городе водонапорная башня. Постепенно необходимость в водовозах отпала.
К открытию в здании бывшей водонапорной башни музейного комплекса в 2003 году, труд водовозов было решено увековечить в бронзе. Авторы памятника водовозу — архитектор В. Васильев и скульптор С. Дмитриев.
Памятник фотографу
Прообразом для памятника стал знаменитый фотограф Карл Карлович Булла, но статуя не является портретом, а представляет собой собирательный образ петербуржских фотографов. Кроме того, на Малой Садовой с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье мастеров Булла.
Во время блокады на месте бывшей мастерской размещалась фотохроника событий, происходящих на фронте.
В 2001 году по проекту Л. В. Домрачева и Б. А. Петрова возле дома, где размещалась мастерская, был сооружён памятник фотографу. Бронзовый джентльмен защищает свою камеру на треноге от солнца при помощи куполообразного зонта. Снизу ее охраняет добродушный на вид бульдог с длинным высунутым языком, которого преданные поклонники иногда одевают в яркие свитера.
Памятник трубочисту
Скульптура, установленная на стене дома (во дворе домов 1 и 3 по Большой Московской улице), появилась в 2006 году и посвящена одной из самых уникальных профессий — профессии трубочиста. Композиция представляет собой собирательный образ весёлого человека в цилиндре, обвешанного гирляндой верёвок, метёлкой и лестницей — профессиональными орудиями труда. Трубочист смотрит на город со своего высокого «постамента» и по сосредоточенному выражению на его лице нужно думать, что он вот-вот примется за дело: отправится чистить дымоходы, венчающие крыши домов.
Памятник Василию Корчмину
По одной из легенд происхождения Васильевского острова, пока строилась Петропавловская крепость, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Корчмин. По словам историка Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: «Василию на остров». А после его смерти, как гласит легенда, остров был именован в память Корчмина Васильевским.
Памятник конке
Установлен в 2004 г. напротив Василеостровской станции метро. Васильевский остров по праву считается исконно «трамвайным» центром Санкт-Петербурга, поскольку именно там было проложено самое большое количество маршрутов конки.
Конка была первым общественным транспортом Санкт-Петербурга. В среднем вагончики вмещали 22 человек, а на втором этаже (империале) было еще 24 места только для мужчин. В 2004 году установили модель конки образца 1872−1878 годов, через год к ней добавили скульптуры двух лошадей, выполненные из пластика и бетона, а в 2009 году — скульптуру вагоновожатого.
Памятник петербургскому дождю
Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может придти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошую погоду.