Танцевальная дуэль: Айседора Дункан VS Михаил Барышников
Золотые ноги и руки мировой хореографии, знаменитые танцоры, гастролировавшие по всему миру. Вызываем на вневременной танцевальный ринг Айседору Дункан и Михаила Барышникова, чтобы определить, кто из них пластичнее и известнее.
Раунд первый. Стиль.
Айседора Дункан считается основоположницей стиля свободного танца, на котором позже основывались модерн и контемпорари. Для Дункан это был не просто танец, это было целое мировоззрение. Она своеобразно восприняла философию Ницше, и в своих танцах пыталась воплотить раскрепощённый и творческий дух человека, использовать пластику как «язык души». К тому же свою хореографию она считала глубоко символичной: «Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».
Но одними танцами Дункан не ограничилась: взяла да и написала книгу «Танец будущего». Впервые она начала танцевать в 18 лет в Чикаго. Юная Айседора давала представления в ночных клубах, где выглядела довольно-таки диковинно: она танцевала в греческом хитоне и босиком. Всю жизнь Дункан занималась самообразованием и не окончила никакого профессионального танцевального заведения.
Михаил Барышников прославился благодаря своим выступлениям в балете. Настоящий приверженец классики, он поражал зрителей своей физической формой: сложнейшие прыжок с баллоном и элевацией давались ему легко. Но не только его техника была безупречна, он еще и поражал своим актерским мастерством. Правда, в 1989 году он уходит из балета, завершая карьеру на пике своей формы.
И тогда Барышников решает посвятить себя танцу-модерн. И тут его ждал успех: он поднял планку исполнения модерна до невероятных высот, и на его модерн-балетах полный аншлаг. К тому же Барышников не ограничивается танцами: он снимался в фильмах и сериалах и даже был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный путь». В балет двенадцатилетний Миша попал благодаря маме. У него за плечами Рижское и Ленинградское хореографические училища.
Раунд второй. Страна.
Дора Энджела Дункан, а именно так звали знаменитую танцовщицу, родилась в Сан-Франциско. В 18 лет переехала в Чикаго, а чуть позже отправилась вместе с семьёй в Грецию. Там с лёгкой руки Дункан построили храм на холме Копанос, где она успешно и выступала вместе с хором мальчиков. Затем она гастролировала по Вене, Мюнхену, Берлину, а в 1905 попала на гастроли в Санкт-Петербург и Москву. Через семь лет она снова вернулась в Россию, а в 1921 приехала в страну по приглашению Луначарского, как ей тогда казалось, окончательно. Но затем она снова отправилась в Европу, где и скончалась — Дункан погибла в 1927 году в Ницце.
Михаил Барышников родился в Риге, куда его семья попала после войны. Там он обучался танцам, и однажды талантливого мальчика заметили и пригласили в Ленинград. Вплоть до 1974 Барышников работал в Ленинградском театре оперы и балета, а затем отправился в Канаду, откуда в Россию уже не вернулся. В этом же году Барышников впервые появился на американской сцене: он выступал в Нью-Йорке. Публика ликовала, аплодисменты не стихали, зрители кричали: «Миша! Миша!» — и занавес пришлось поднять 24 раза. Возвращаться Барышников не планирует, говорит, что по стране совсем не скучает.
Михаила Барышникова на западе ласково зовут Misha
Раунд 3. Музы великих.
Ни для кого не секрет, что встреча с Айседорой Дункан стала по-настоящему судьбоносной для «последнего певца деревни» Сергея Есенина. Они встретились, когда ей было 43, а ему — 27, но это была настоящая страсть. Они общались через переводчика, часто ссорились, путешествовали по Европе.
Во время их брака Есенин создал цикл «Москва кабацкая». Он посвятил Дункан не одно стихотворение, но лучше всего, пожалуй, их отношения описывают эти строки:
Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл.
Айседора Дункан и Сергей Есенин были женаты 3 года
Михаил Барышников был большим другом другого известного эмигранта — Иосифа Бродского. Их многое роднило, например, судьба эмигрантов. Когда Бродского спросили, что стало бы с танцором, останься он в России, поэт ответил кратко: «Он бы спился».
Вместе они открыли в Нью-Йорке ресторан «Русский самовар», на который Бродский потратил свою Нобелевскую премию, а Барышников — накопления с гонораров. Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений, но самое известное — из цикла «Часть речи»:
Как славно в вечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилия ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полёт, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!