«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и „бегун“, странник, завсегдатай ресторанов…» — так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов. Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю…
Фёдор Шаляпин родился в 1873 году в Казани. Отец, сам из вятских крестьян, был писарем, мать ходила по домам — стирала и мыла полы. В Суконной слободе — самом бедном районе — правили бал пьянство и нищета.
«Как-то отец пришёл пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня, — вспоминал много лет спустя певец. — Я убежал в поле к озеру Кабан, лёг на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце».
Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.
А потом произошло событие, ставшее судьбоносным, — в десять лет мальчишка впервые попал в театр. Давали «Русскую свадьбу» Сухонина. Вот как позже описывал свои впечатления знаменитый бас:
«По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясён зрелищем и, не мигая, смотрел на эти чудеса».
С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет… связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях… я собираюсь судить… как актер, с актерской точки зрения…».
Отец глупого увлечения не одобрял: «Дворником надо быть — и будет у тебя кусок хлеба, скотина! А что в театре хорошего?» — ворчал он. Но было поздно.
Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.
Первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» — состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста.
Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.
Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту.
Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.
Но Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву.
Верхом на поклонниках
В 1896 году в частной опере Саввы Мамонтова давали премьеру оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». В партии Ивана Грозного выступил новый солист, которого известный купец-миллионщик переманил из Санкт-Петербурга.
Над новой ролью Шаляпин работал с воодушевлением и позже говорил, что это была первая вещь, в которой он по-настоящему нашёл себя. Успех был ошеломляющим. Поклонники выпрягли лошадей из экипажа и провезли певца на себе, устроив поистине триумфальное шествие. Москва безумствовала…
Однако путь к такой громкой славе был тернистым. До приезда в столицу молодой Шаляпин с разными театральными труппами объехал весь юг России, исполняя маленькие партии. В императорской Мариинке певца держали на вторых ролях, поэтому предложение перебраться в Москву Шаляпин воспринял с энтузиазмом.
Частная опера была организована с размахом: здесь дирижировал Рахманинов, работали Коровин, Поленов, Левитан, Серов, Васнецов. По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите. Если вам нужны костюмы, скажите — и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу — поставим оперу!» Мечта сбылась: он получил свой театр.
Москва изменила его жизнь полностью и бесповоротно. Здесь Фёдор Иванович познакомился и со своей будущей женой — итальянской балериной Иолой Ло-Прести, выступавшей под псевдонимом Торнаги. Отчаянно влюблённый, в своём чувстве певец признался оригинальнейшим способом.
На прогоне «Евгения Онегина» в арии Гремина неожиданно прозвучали слова: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!» Иола в этот момент сидела в зале. После свадьбы молодая жена покинула сцену, посвятив себя семье. Она родила Шаляпину шестерых детей.
С 1899 года Шаляпин — в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala — там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым, Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.
Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ.
«Жить по-шаляпински» — безудержно, щедро, широко — и значило «жить по-русски». О его любовницах, скандалах, ночных кутежах, причудах и баснословных гонорарах судачили на всех углах.
Пик популярности певца совпал с приходом советской власти. Ленин и Луначарский, осознавая, какое влияние на умы оказывает Шаляпин, изобрели способ привлечь артиста на свою сторону: специально для него в 1918 году учредили звание «Народный артист Республики».
К этому времени певец поёт в Большом и Мариинском, много ездит и очень много зарабатывает. Но и траты его тоже велики: он живёт фактически на два дома.
В Санкт-Петербурге у певца появилась вторая семья — жена Мария и три дочери, не считая двух девочек супруги от первого брака. Иола, не дававшая развода, и пятеро его старших детей остаются в Москве. А он мечется между двумя городами и двумя любимыми женщинами.
«Что такое конные матросы?»
«Меня сегодня обязали выступать перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?» — обращался к своему другу, художнику Коровину Шаляпин. «Не знаю, — мрачно отвечал Коровин, — но надо уезжать!» Об этом всё чаще и чаще задумывается и сам Шаляпин.
Революционный энтузиазм постепенно уступил место разрухе и откровенным грабежам. Дом певца на Новинском бульваре, который певец купил ещё в 1910 году, «уплотнили», подселив жильцов. Ночные обыски, во время которых у москвичей изымали всё ценное — деньги, ювелирные украшения и даже столовые приборы, сделались обычным явлением.
Уже уехал на Запад близкий друг Сергей Рахманинов, а в 1922 году вместе со второй женой и детьми (Иола так и прожила почти всю жизнь в Москве) уезжает на длительные заграничные гастроли и Шаляпин. В Россию он больше не вернулся.
В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.
Чем грандиознее и неоспоримее был успех Шаляпина на Западе, тем страшнее клеймили артиста советские газеты. А Шаляпин жил в Париже, много ездил, участвовал в русских антрепризах, снимался в кино, покорял страны и континенты.
После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз.
«Лежу… в кровати… читаю… и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи… Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко…», — писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине.
Великого артиста не стало 12 апреля 1938 года. Шаляпина похоронили в Париже, и только в 1984 году сын Федор добился перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1991 году, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.
Интересные факты
Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре.
Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене — сел мимо стула. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене.
Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко…». А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».
Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким, висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.
Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.