Мифы, легенды и предания Зимнего дворца
На протяжении всей истории существования Зимнего дворца появлялись новые легенды, имеющие достаточно замысловатые сюжеты. Некоторые из них возникли на основе реальных событий, частично приукрашенных людьми.
История о призраках
Самой популярной легендой о Зимнем дворце является присутствие призраков. Как рассказывают музейные работники, очень часто в коридорах, затемнённых помещениях и кладовых можно встретить тени российских императоров.
По ночам по залам бродят духи Екатерины Великой, Николая I, Александра II, а в последнее время всё чаще можно встретить призрак императора Николая II. Призраки здесь были всегда: известен факт, что Екатерина видела свою тень перед смертью. Привидение в её облике восседало на троне, а потом спокойно вышло из зала.
Так, с собственным призраком встречалась Анна Иоанновна. Но до этого её призрак часто видели другие. Причём, происходило это ещё при её жизни, поэтому призрак принимали за неё саму или за самозванку.
Впервые «невероятности» начались в сентябре 1740 года в Зимнем дворце. Истопники, камер-лакеи и часовые стали видеть в тронном зале женскую фигуру, как две капли воды похожую на императрицу, расхаживающую по ночам в короне и порфире.
8 октября часовой и дежурный офицер собственными глазами увидели императрицу на троне при всех регалиях, о чём и сделали в журнале дежурств соответственную запись. Запись, естественно, увидел Бирон (фаворит императрицы), обладавший всей полнотой власти при Анне Иоанновне. Он-то ведь точно знал, что императрица в это время в тронный зал не заходила и мирно спала.
Существует легенда, согласно которой Бирон даже отдал приказ: стрелять в самозванку, «буде она объявится» и если не откликнется. Смело, тем более что отличить призрак от настоящей императрицы было сложно даже тем, кто её видел каждый день.
И вот через пару дней, когда Анна Иоанновна находилась в дальних покоях вместе с Бироном и его супругой, часовые опять видели двойника императрицы.
Наконец и самой императрице довелось увидеть собственный призрак. Но лучше бы она этого не делала. Сохранились воспоминания об этом драматическом «свидании» графини А.Д. Блудовой. Она записала историю, пересказанную ей двоюродным дедушкой.
Однажды ночью, когда императрица уже удалилась во внутренние покои и у Тронной залы был выставлен караул, а дежурный офицер уселся отдохнуть, часовой вдруг скомандовал: «На караул!» Солдаты мгновенно выстроились, а офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь вдруг появившейся в Тронной зале государыне, которая, не обращая ни на кого внимания, ходила взад и вперёд по зале.
Взвод замер в ожидании. Офицер, смущаясь странностью ночной прогулки и видя, что императрица не собирается идти к себе, вспомнил о приказе Бирона и… решается доложить ему о случившемся. Когда он докладывает Бирону, тот восклицает: «Не может быть, я только что от государыни. Она ушла в спальню».
— «Взгляните сами, — возражает офицер, — она в Тронной зале».
Бирон идет туда и тоже видит женщину, удивительно похожую на императрицу. «Это что-то не так. Здесь или заговор, или обман», — говорит он и бежит в спальню императрицы, уговаривая её выйти, чтобы на глазах караула изобличить самозванку.
Императрица в сопровождении Бирона выходит и… сталкивается со своим двойником.
«Дерзкая!» — возмущается Бирон и приказывает стрелять в самозванку. Но солдаты замирают в нерешительности, они видят, как стоят две Анны Иоанновны и отличить их друг от друга совершенно невозможно. Императрица, постояв минуту в изумлении, подходит к самозванке: «Кто ты? Зачем ты пришла?»
Не говоря ни слова, привидение пятится к трону.
«Поди вон!» — испугалась Анна Иоанновна. Но самозванка уже начала подниматься по ступенькам под балдахином. И тут закричал Бирон: «Это дерзкая обманщица! Вот же императрица! И она приказывает вам, стреляйте в эту женщину!»
Грянул залп караула. Женщина, стоявшая у трона даже не шелохнулась, только ещё раз обратила взор на императрицу, тяжело вздохнула и… рассеялась в воздухе.
Государыня долго неподвижно стоит в шоке, а потом произносит: «Это моя смерть»…
Действительно, она скончалась практически сразу после этого случая.
Призрак Николая I схож по характеру со своим прообразом — настоящим императором. Он часто задерживался в своём кабинете, где очень много думал о судьбе России, искал пути её развития и совершенствования способов руководства страной. Привидение появляется практически всегда в одном и том же месте.
Его не раз пытались сфотографировать, но всё время странные обстоятельства мешали сделать качественный снимок. Те, кто пытались сделать это, говорили о том, что какая-то неведомая сила парализовала конечности и не давала нажать на кнопку фотоаппарата. Те, кому удалось запечатлеть образ Николая, в итоге всё равно не получали качественных фотографий, изображения получались размытыми и разглядеть что-либо на них было невозможно.
Истории о привидениях Зимнего дворца и сегодня «будоражат» общественность. Несколько лет назад в музейных залах производились работы по смене сигнализации. В результате в первые месяцы функционирования она срабатывала без видимых оснований. Сразу стали появляться слухи о том, что, якобы, причиной этого является передвижение по залам призраков. Сейчас сигнализация перестала срабатывать невпопад. Сразу же нашлись объяснения: призраки теперь научились обходить её стороной.
История о защитнике парадного сервиза
О музейных работниках было сложено немало легенд. Им давали самые незамысловатые прозвища. К примеру, строгих дам почётного возраста, охраняющих экспонаты от посягательств, называли «пеньками», а сотрудников музея, прохаживающихся туда-сюда по залам, в шутку именовали «эрмитажными баринами».
Почти всем петербуржцам известна таинственная история о том, как один из сотрудников музея прославился своей неподдельной преданностью Зимнему дворцу. Это история о Леониде Тарасюке, истинному защитнику Рыцарского зала. В советское время один из известных чиновников выдавал замуж свою дочь. Неизвестно, по каким причинам, высокопоставленный гражданин решил «шикануть» и удивить гостей торжества, используя для сервировки столов парадный золотой сервиз, являющийся одним из ценнейших экспонатов Эрмитажа.
Сервиз принадлежал императорской семье во времена Екатерины Великой, состоял он из 140 персон. Чтобы не допустить порчи объекта исторического наследия, Леонид Тарасюк решил пойти до конца, чтобы не допустить использование музейной ценности не по назначению. За сервизом группа людей прибыла поздно ночью. Однако, сотрудник Рыцарского зала, был осведомлён о предстоящем визите и подготовился по полной программе.
Он надел на себя один из костюмов железных рыцарей и стал ожидать гостей. Коммунистические деятели, зайдя во дворец и услышав шаги приближающегося рыцаря, оцепенели от ужаса, ведь они не раз слышали истории о живущих здесь привидениях. Стальной рыцарь очень напугал их, а когда он начал угрожать им огромным мечом, они начали прощаться с жизнью. Однако, спасло их одно непредвиденное обстоятельство.
В то время по ночам Эрмитаж охраняли собаки, которых спускали в строго определённое время. Леонид Тарасюк не учёл этого и совсем не ожидал появления четвероногих стражей. Собаки во всю прыть бросились на него и укусили… в то самое место, которое не прикрывали доспехи. Защитник музейных ценностей остался без мужского достоинства. Как сложилась его дальнейшая судьба, никто не знает, однако, известно, что он после этого случая уволился из Зимнего дворца. Известен и тот факт, что сервиз так и не побывал на свадьбе дочери чиновника.
История о богине с львиной головой
В собрании экспонатов Эрмитажа есть одно уникальное изображение. На нём запечатлена древнеегипетская богиня с львиной головой.
«Есть известная мистическая история про один из экспонатов в зале Древнего Египта — скульптуру львиноголовой богини Сахмет. Она была очень кровожадной, и однажды боги узнали, что богиня решила стереть с земли весь род людской. Пока Сахмет спала, защитники человечества разлили рядом красное пиво. Проснувшись, богиня приняла пиво за кровь, опьянела и забыла о своем суровом плане», — рассказывает исследователь петербургского фольклора.
До сих пор в городе живо предание, что один раз в году в полнолуние на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужица. Ее замечают только служители, так как к моменту появления первого посетителя лужа, похожая на кровь, высыхает.
Эту историю экскурсоводы Эрмитажа рассказывают по сей день, и уже никто не знает, в каком веке родилась эта египетская легенда.
История о подземных ходах
Одна из самых популярных тайн Зимнего дворца, которая до сих пор не раскрыта — легенда о подземных ходах. Почему появились слухи о том, что здесь обязательно должны иметься ходы под землёй? Так повелось исстари, что вокруг древних домов и дворцов, предназначавшихся для первых лиц государства всегда появлялось множество слухов. Не всегда они были основаны на реальных событиях.
Легенда о подземных ходах, соединяющих Зимний дворец и другие резиденции российских императоров и их приближённых, имела место быть по ряду очень объективных оснований. Во-первых, подземный ход был просто необходим для того, чтобы в случае государственного переворота, военных действий или иного нападения на резиденцию императорского двора, уберечь первое лицо государства от посягательства. Во-вторых, поземные ходы скрывали часть личной жизни правителей.
Многие жители Петербурга утверждают, что своими глазами видели подземный ход, соединяющий Зимний и Мариинский дворцы, и что, якобы там даже были проложены рельсы. Другие петербуржцы утверждают, что Николай II приказал прорыть подземный ход к особняку Матильды Кшесинской, расположенному на другой стороне Невы.
Поговаривают, что у брата Николая был роман с Матильдой. Сам факт процесса постройки тайного хода под землёй, часть которого должна была пройти под рекой, трудно объяснить. Такие работы довольно трудно технически выполнить даже сейчас, учитывая наличие самой современной техники. Как это могло быть сделано в начале XX века, вообще непонятно. Необъяснимо и то, что ход был построен, судя по слухам, в тайне от Анны Федоровны и всех жителей города. До сих пор продолжаются поиски тех самых подземных ходов, потайных дверей, но пока они ничем не увенчались.
История о дворцовых котах
Эта история, наверное, самая правдоподобная из всех легенд о Зимнем дворце. В Эрмитаже существует самая настоящая «почётная государственная служба», основными служителями которой являются коты. Появилась она ещё XVII веке, во времена правления Петра I. Пётр из одного путешествия по Голландии привёз с собой красивого, довольно крупного по размерам кота. Немногим позже новые четвероногие жители дворца были привезены из Казани
Екатерина Великая сочла необходимым создать иерархию среди дворцовых кошек. Самых красивых, породистых назвали комнатными и поселили в интерьерах дворца. А остальных отправили жить во дворы. Т.к. императрица была поклонницей собак, невольно она развязала войну между четвероногими питомцами.
Собаки полностью вытеснили кошек, которые вынуждены были перебраться в подвалы. Советская власть перевернула не только императорскую династию Романовых, но и династию Петровских котов. Тяжёлые революционные годы коты, служащие основными истребителями крыс и мышей, перенесли довольно стойко. А вот годы Блокады Ленинграда им пережить не удалось.
Все кошки были съедены и Ленинград как никогда заполонили крысы. В послевоенные годы к Зимнему дворцу привезли два вагона, загруженные кошками. Проблема распространения крыс быстро решилась, но появилась другая — быстро размножающиеся кошки заполонили дворец.
О них очень хорошо заботятся, однако, периодически музей устраивает акции по поиску хозяев для своих питомцев. Надо сказать, что котов очень уважают за их верную службу. У каждого четвероногого жителя Зимнего дворца есть паспорт с фотографией, их любят, кормят и лечат. Единственный минус неофициального создания службы — отсутствие финансирования. У Эрмитажа нет средств на содержание кошек, поэтому коты живут и несут службу за счёт добровольных пожертвований посетителей и спонсорской помощи.
Любая легенда, возникшая о Зимнем дворце, наполнена любовью к этому восхитительному зданию, которое является образцом неповторимости Петербурга, Петровской эпохи, истории города и страны. И пусть некоторые из легенд являются вымышленными, они украшают и добавляют популярности этому чудесному месту.
История о Крылатом Ленине и генералиссимусе Вольтере
«По легенде, идея основать музей картин пришла императрице Екатерине II после того, как она бродила по покоям Зимнего дворца и случайно обнаружила в кладовке картину „Снятие с креста“. Сюжет этот среди живописцев был очень распространенным, и до сих пор точно неизвестно, чьей кисти принадлежала работа. Есть версия, что это был шедевр знаменитого Рубенса, и императрица, впечатленная бесценной находкой, решила создать музей. Кстати, он долгое время оставался частным. Для горожан Эрмитаж стал доступен лишь с середины XIX века»
Музей для многих петербуржцев считается индикатором культурного уровня. Это нашло отражение даже в городских поговорках. «Если строить, то Эрмитаж», — говорят коренные петербуржцы, подразумевая серьёзный подход к работе, которую нужно сделать на отлично. А про гостей города, побывавших на выставках в Зимнем дворце, есть специальный термин: «эрмитажированный».
Немало петербургских анекдотов посвящено визитам в Эрмитаж партийных работников и «новых русских». И о тех, и о других персонажах разных исторических эпох фольклор Северный столицы отзывается одинаково нелестно.
Первые прославились незнанием мировой истории и частенько принимали бюст Вольтера за советского генералиссимуса. А известную скульптуру «Грозящий Амур» неоднократно путали с «маленьким Лениным» и удивлялись, «откуда у него крылышки».
«Впрочем, Вольтеру в Эрмитаже часто не везло. Он впал в немилость ещё во времена Николая I, не любившего вольнодумцев. Когда царь увидел бюст философа в музее, он раздраженно бросил: „Уберите эту обезьяну“, после чего бюст ещё долго пылился в запасниках»
В 1990-е годы городской фольклор наполнился многочисленными историями с участием знаковой фигуры времени: «нового русского». Эти персонажи тоже успели отметиться и в Зимнем дворце.
«Новый русский садится в Эрмитаже в кресло, к нему подбегает музейный работник: «Вы что, с ума сошли, это кресло Екатерины Великой!» — «Ну и что, она придёт, я встану», — с улыбкой приводит Синдаловский типичные примеры эрмитажных анекдотов того времени.
«Браток заходит в Эрмитаж и приговаривает: „Бедненько… бедненько… но чистенько“. А вот ещё — „новый русский“ выходит из Эрмитажа и вздыхает: „Никакого удовольствия, кроме эстетического!“».
История о том как директор Эрмитажа Иосиф Орбели ангела спас
«Рассказывают, что в советские времена будто бы кому-то пришла идея снять ангела со шпиля Петропавловской крепости и заменить его скульптурой Сталина. Культурная общественность была взволнована и судорожно искала выход из критической ситуации. Ангела спас директор Эрмитажа — однажды на совещании в Смольном, когда решался вопрос, снимать скульптуру или нет, он поднялся и спросил: а вы знаете, что ангел отражается в Неве? Все закивали, а Орбели продолжил: так вы что, хотите, чтобы все видели в реке Сталина вниз головой? Вопрос был решен моментально»
Прославился Орбели и историей о спасении картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. В ответ на требование комиссаров Внешторга отдать предназначенные для изъятия экспонаты, он ответил: только через мой труп. Когда картину было решено продать, он вынес её из Эрмитажа, спрятав под пальто. Когда проверка была закончена, Орбели вернул полотно в музей.
Дворцовая площадь — своего рода архитектурная корона Северной столицы. И видим Александровскую колонну. Любое желание исполнится, если обойти по часовой стрелке три раза вокруг колонны, мысленно сосредоточившись на своей мечте, отрешившись от внешнего мира.
Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. Среди молодожёнов Петербурга существует примета: если в день свадьбы приехать к атлантам и потрогать их большие пальцы ног, заключённый брак будет непременно счастливым, а дети, которые родятся в этом браке, будут здоровы и красивы. Так же эти мускулистые парни помогают решать различные движимые и недвижимые проблемы, а так же проблемы личного характера. Держим гиганта за палец большой ноги — и всё будет улажено. Главное, чтобы рядом никого не было.