Во что играли русские императоры в детстве?
Мир ребёнка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным. Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы стали сейчас. Тем интересней заглянуть в императорские дворцы с их детскими, где воспитывались будущие наследники престола. Во что же играли царские дети и как эти ребяческие забавы формировали характер будущих правителей?
В императорских семьях были свои устоявшиеся традиции. К примеру, дарить годовалому мальчику деревянного коня к концу первого года жизни. Вряд ли ребёнок этого возраста мог оценить дорогую игрушку по достоинству, но этот подарок был скорее символичным, чем практичным. Ещё раньше существовал целый обычай — «сажание на коня»: с возрастом каждый мальчик должен был проходить такое посвящение, делавшего его мужественным и бесстрашным, ведь он будущий воин.
А со времён детства Петра I этот обычай был замаскирован в детскую игру и стал новой традицией. Коня делали как настоящего: деревянное седло обивали войлоком и красным сафьяном, из серебра делали пряжки и уздечки, украшали игрушечную фигурку изумрудами.
Воспитать боевой дух ребёнка, который в будущем должен быть главнокомандующим во многих сражениях, было главной задачей. Многое, что мы знаем об играх первого императора, связано с военной тематикой. У наследника имелись и игрушечные барабаны, и расписные знамёна, и другое игрушечное оружие: луки, топоры и булавы.
В то же самое время император должен был вырасти разносторонне развитой личностью, поэтому и игрушки ему подбирались разнообразные. Сохранилась маленькая карета, сделанная специально для Петра I: вся она была обита бархатом и позолочена, «а на стёклах писаны цари и короли всех земель». Запрягались в неё специальные небольшие лошади особой породы.
Были у царского ребёнка и качели на верёвках, обшитых бархатом, различные фигурки птиц и животных, расписанные лучшими мастерами, от настоящих не отличишь. И даже миниатюрные цимбалы, чтобы развивать музыкальные способности царского сына. Для игр Петра строились сладкие города и ледяные горки.
Однако из всех петровских «потешек» именно военные оказались потом частью его взрослой жизни и запомнились в истории: потешное войско и флотилия стали не просто игрой, но частью образования, личности будущего императора. Он правил всю жизнь так же, как играл.
Перенесёмся в XIX век, в детскую Александра I. Многое изменилось с тех пор. К началу века появились разные механизмы, диковинные для тех времён — заводные игрушки: барабанщик и солдатики, кукла, которая сама себе расчёсывала волосы.
Руководила воспитанием наследника властная и любящая бабка — Екатерина II, которая давала распоряжение, чтобы игры цесаревича проходили в строгости и тишине.
Александру быстро надоели эти детские забавы, слишком скоро повзрослел наследник. Простые игры уже не интересовали его — вместо игрушек наследник забавлялся столярным искусством, печатанием на карманной машинке, раздобытой им в Германии, ловлей рыбы, планированием путешествий по глобусу. Строгие требования, которые предъявлялись к будущему императору почти что лишили его детства с той приятной беспечностью и сразу же возложили на юные плечи груз ответственности за всю страну.
Общее детство у них было с братом Николаем — однако младшему в семье намного больше были по душе военные игрушки царских детей. Уже взрослым, император вспоминал своё первоё деревянное ружьецо и любимых лошадок, а больше всего нравились ребёнку оловянные солдатики. Даже после того как он вырос, продолжал коллекционировать эти в точности воссоздающие военные чины и костюмы стройные фигурки. В детские игры он любил включать исторические детали и позже эти качества, любовь к строгости и порядку, сделают из его образа «жандарма Европы».
Детство императора-освободителя Александра II проходило в атмосфере семейного уюта, ведь его отец Николай Павлович тогда и не знал, что станет императором, поэтому мог посвятить много времени воспитанию своих детей.
Отец и взрослым сохранил любовь к мальчишеским военным играм и попытался сделать миниатюрные сражения семейной традицией. Оловянные солдатики, пушки и палатки должны были научить маленького Сашу не только искусству сражений, но и нравственному кодексу военного.
Но судьба отца и сына резко изменилась, когда на их плечи легла ответственность за всю Россию: говорят, семилетний Александр плакал, когда узнал, что теперь он стал наследником престола.
Мы многое знаем о воспитании императора: наставления В. Жуковского, изучение наук, спортивные занятия, служба в кадетском корпусе — всё это похоже на детство обычного мальчика. Но именно в своих играх он мог почувствовать себя маленьким императором: специально для наследника на детском островке был выстроен красный домик, где Александр заведовал небольшими лодками, которые в его воображении не просто путешествовали по Царскосельскому пруду, а совершали целые кругосветные путешествия.
Детство последнего русского императора Николая II ещё один пример того, в какой атмосфере воспитывались наследники престола. И мы знаем об интересных деталях из воспоминаний самого царя, что позволяет взглянуть на эти детские игры его глазами.
Волшебная детская комната — одно из самых запомнившихся впечатлений детства: «Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых, идёт по полу железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, со сторожевыми будками, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с касками, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды с горбами, а вот барабан, ружья в козлах, труба с кисточкой, гора песку».
Детские игры будто бы готовили наследника к дальнейшей судьбе. Спустя много лет повзрослевший император развернёт железнодорожное строительство на 70 тысяч километров и будет верховным главнокомандующим русской армии в Первой мировой.
Особенные игрушки были у цесаревича Алексея: болезнь изменила жизнь наследника престола. Никаких колющих предметов, которые могли поранить цесаревича; военные забавы, которые полагались в царской семье, были ограничены из-за состояния здоровья.
Игральная наследника устраивалась его матерью, императрицей Александрой, с любовью и заботой. Уберечь ребёнка от травм, но при этом не лишить его той детской любознательности и весёлости была задача его матери.
В большой комнате около 60 кв. м. были развивающие игры, модели оружия и самолётов, репродукции известных картин. Игрушки, отражающие новшества своего времени и стилизованные под старину. Кукольный театр Гиньоль от лучших мастеров страны. Но при этом рядом с этой волшебной детской комнатой всегда дежурили врачи, чтобы избежать несчастных случаев.