Неделя 4-ая по Пасхе, о расслабленном
(Иоан. 5:1−15).
Христос Воскресе!
Спаситель, направляясь в субботний день к храму, проходил мимо пруда, мимо известной Овчей Купальни — Вифезда. В ней обычно купались овцы, предназначавшиеся для жертвоприношения, и ее вода славилась своей целебностью. «Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду и кто первый входил в нее, по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Это чудесное свойство воды привлекало к купальне «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидавших движения воды».
Между страждущими был один бедняк, который 38 лет находился в расслаблении от паралича. Он безотлучно жил у самой купальни, но бесполезно, ибо не имея помощи, не мог сам войти в воду, и менее слабые всякий раз успевали раньше войти в купальню, пока еще не был потерян благоприятный момент. С сердечным состраданием взглянул Христос на несчастного, вся жизнь которого была непрерывным отчаянием. Спаситель вознамерился в субботний праздник сделать дар страдальцу, которому никто, вот уже десятки лет, не хотел помочь.
«Хочешь ли ты быть здоров?» — спросил его Христос. Полагая, что Незнакомец хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится, несчастный рассказал в ответ грустную повесть о том, что среди окружающей его толпы и мимо него проходящих людей, вот уже свыше 30 лет, не нашлось человека, который бы оказал ему нужную помощь.
«Встань! — сказал ему Христос, — возьми постель свою и ходи!» Это было сказано тоном, которому нельзя было не повиноваться. После 38-летней тяжкой болезни он мгновенно встал, взял свою постель и пошел, озираясь, в радостном изумлении, чтобы увидеть своего благодетеля. Но Христос спокойно удалился, чтобы избежать грубого возбуждения в народе. Исцеленный не знал, кто был его благодетель.
Евангелие отмечает привлекательную черту исцеленного: он поспешил в храм, чтобы воздать благодарение Богу за столь неожиданное чудесное обновление своей безотрадной жизни. В храме увидел его Спаситель и обратился к нему с простым, но важным предостережением: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Очевидно, его болезнь была последствием его грехов, за них он нес наказание и получил от Христа-Спасителя прощение вместе с выздоровлением.
Каждому, духовно здоровому и нормальному, человеку свойственно радоваться вместе с радующимся о явленной ему Божией милости. Но окружавшие исцеленного блюстители закона, подавлявшие дух Закона буквой мертвой обрядности, как бы не замечая его выздоровления, его радости, со всей суровостью обличают его, несущего свою постель. В этом они видят нарушение святости субботы. «Сегодня суббота… не должно тебе брать постели», на что исцеленный отвечает: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». И за это стали законники «гнать Иисуса и искали убить Его».
Тьма и зло всегда ненавидят и преследуют Добро. Своим обвинителям в нарушении святости субботы Спаситель ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», и этим ответом поверг их в полное смущение.
В этих словах Спасителя выражен весь дух учения Христова относительно дней праздника. Когда Бог закончил творение мира, то Его суббота не была покоем в смысле прекращения деятельности. Бог творит непрерывно, Своим промышлением и благодатью поддерживая все творение и восстановляя его от падения к новой духовной жизни. Творец, Отец Небесный, совершает это доброе дело в течение всей вечности, включая и субботние дни, введя в участие в дальнейшем развитии мира волю Им созданного разумного существа, т. е. человека. «Мы соработники у Бога», — говорит Ап. Павел.
О, если бы все люди сознавали себя Богу соработниками, сознавали и чувствовали свою ответственность за земную жизнь свою, свое единство во Христе — во св. Теле Его — в Христовой Соборной Церкви, как быстро бы изменилось лицо земли! С утерей этого сознания легко внедряется в жизнь людей разделяющий грех и жизнь для многих становится непосильной ношей. И только один Христос может облегчить страдания души нашей, Он, Агнец Божий, принявший каждого человека, к Нему с любовью взывающего: «Иисусе Воскресший, воскреси души наши!» Аминь.
«Се здрав еси, к тому не согрешай»
(Иоан. 5:14).
«Се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет», — такое завещание получил от Господа исцеленный расслабленный, о котором повествует нынешнее Евангельское чтение.
Это завещание имеет и для нас величайшее значение. В нем свидетельствует Господь о том, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям в нашей земной жизни за грехи наши. Грех — в нем причина телесных недугов и душевных болезней человека. Телесные недуги, душевные скорби и болезни являются спутниками грехов, как их естественное следствие.
Что такое грех? Грех, говорит ап. Иоанн Богослов, есть всякое без — законие. Грех это — нарушение законов жизни, жизни личной и общественной. Как нарушение законности в организме, всякий грех вносит разлад в духовную и в физическую природу человека и общества. Являясь, по существу, нарушением законов природы, грех поражает и душу и тело. Об этом с очевидной ясностью свидетельствует нынешнее Евангельское чтение.
Отделима ли жизнь тела от жизни духа-души человека? Нет, не отделима. Зарождаясь внутри человека, грех зреет в душе и делает ее больной. Оттуда переносится разлад в жизнь тела. Кто из нас, совершив тот или иной грех, не переживал состояние мрака, подавленность, туги душевной? Мы замечали, что эти состояния являются постоянным спутником согрешающих. Эти состояния, — мрак, подавленность, туга, и свидетельствуют о наступившем в нас разладе, свидетельствуют о том, что, нарушением положенных Творцом в основу жизни природы нашей законов, прервалась нить, соединяющая нас с Богом, как Источником жизни; как-бы захлопнулась дверца сердца, через которую, в Свете и Радости, входит в нас Сам Христос.
Посему так важно согрешившему тотчас же, не откладывая до времени наступления поста, в дни коего обычно приступают к исповеди, поспешить от греха очиститься,
примириться с Богом и тем восстановить утерянную внутри себя гармонию. И лишь после этого прибегать к лекарствам, если нанесена телу тяжелая рана, и оно подверглось болезням.
В истории Руси были врачи, которые отказывались приступать к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Тайн, и чем тяжелее была болезнь, тем настойчивее они этого требовали. Врачи те знали, что человек представляет собою не просто живой организм, а личность, что сущность его не в материи или в энергии биологической, а в бессмертном духе, храмом или сосудом которого является тело. Обладая телом, органически с ним связанный, дух проникает все клетки его. Вот почему, прежде чем приступить к лечению тела-материи, врачи требовали от больного, чтобы обратился он к Богу, как Врачу духа, Врачу совести человека.
И если сущность человека забыта современной медициной, если молитва и любовь исключены из нее, и лечат ныне не личность, не человека, к вечности призванного, а разумное животное; если современные врачи, в большинстве, являются более или менее добросовестными ветеринарами, мы с вами, как живые части Тела Христова — Церкви Его, — должны следовать указаниям Церкви и требованиям врачей св. Руси, Богу и человеку служивших. Аминь.