"Каждый раз, когда мы с папой проходили здесь мимо КГБ, папа мне говорил: "-Это самое высокое здание в СССР". Однажды я не сдержался и спросил - что значит "самое высокое? есть же и телебашня и МГУ", на это папа ответил: "- Из этого здания всё видно, всё слышно и каждый человек - как на ладони!" (из комментариев)
Вот эта улица, вот этот дом: ул. Б. Лубянка, д. 2.
Доходный дом страхового общества «Россия», ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ СССР, ФСБ России
Пожалуй, немногие дома в Москве испытали столько перестроек и столь радикальную смену внешности, как этот, в прошлом роскошный, а затем столь зловещий дом на углу Большой Лубянки и Лубянской площади… Его современный облик ничем не напоминает о бурном историческом прошлом.
Ещё в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагается здание ФСБ, были каменный дом и большой двор мингрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 года этот участок земли с постройками покупает кригсшталмейстер Фёдор Семёнович Мосолов. По наследству участок переходит к его дочерям, а с 1857 года становится собственностью тамбовского помещика, отставного поручика Семёна Николаевича Мосолова. В 1880 году дом переходит в собственность сына Мосолова — титулярного советника, известного гравёра и художника Николая Семёновича Мосолова. Человек одинокий, он жил один в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавались под различные заведения. Одно занимало Варшавское страховое общество, другое — фотография Мебиуса. Тут же был трактир, гастрономический магазин. В верхних этажах находились меблированные комнаты, занятые постоянными жильцами из бывших тамбовских помещиков, проживавших остатки выкупных денег, полученных при освобождении крестьян. Совсем прожившихся стариков-помещиков Мосолов содержал на свой счёт.
Сам Н. С. Мосолов был известным коллекционером и гравёром-офортистом. Он учился в Петербургской Академии художеств, в Дрездене и Париже, с 1871 года имел звание академика. Страстный поклонник голландского искусства ХVII века, он собирал офорты и рисунки голландских мастеров этого времени. Его обширная коллекция включала в себя работы Рембрандта, Адриана ван Остаде и многих других художников и по своей полноте и качеству считалась одной из первых в Европе. В настоящее время большая часть коллекции Н. С. Мосолова находится в Московском музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Собственные работы Мосолова как офортиста высоко ценились знатоками, отмечались наградами на отечественных и зарубежных выставках. Он гравировал живописные произведения и рисунки Рубенса, Рафаэля, Рембрандта, Мурильо, Веронезе, а также русских художников, своих современников — В. В. Верещагина, Н. Н. Ге, В. Е. Маковского и других.
В конце ХIХ века на Большой Лубянке многие владения скупались страховыми компаниями под строительство своих контор и дорогих доходных домов. Не случайно, что именно на Лубянку обратило свой взор одно из крупнейших страховых обществ того времени — «Россия», основанное в 1881 году в Санкт-Петербурге.
12 апреля 1894 года была оформлена купчая, согласно которой Мосолов уступал обществу «Россия» за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Общество «Россия» тут же обратилось к московским властям с просьбой о дозволении снести все находившиеся на участке строения, а на их месте построить новое каменное пятиэтажное здание с квартирами для сдачи внаём. Городские власти не возражали.
На проектирование нового здания был объявлен открытый конкурс, в результате которого лучшим был признан проект архитектора Н. М. Проскурнина, и по нему началось возведение дома (в проекте принимали участие П. К. Бергштрессер и А.А. Гимпель). Затем «Россия» решила купить ещё один угловой участок, по Малой Лубянке 2, также выходящий на Лубянскую площадь. Это приобретение породило идею постройки сразу двух домов — в едином стиле на двух участках, разделённых улицей Малая Лубянка. К строительству зданий привлекли академика архитектуры А. В. Иванова (автора гостиниц «Националь» и «Балчуг»), который, совместно с в Н. М. Проскурниным (который был «штатным» архитектором Общества «Россия»), и выполнил поставленную задачу. К 1898 г. большое здание было построено. Крышу его украшали башенки, центральную башенку с часами украшали две женские фигуры, символизировавшие Справедливость и Утешение. Второй дом в четыре этажа был построен вдоль Малой Лубянки в 1897—1900 годах.
Первые два этажа большого дома были полностью отданы под торговлю. Здесь находились магазины — книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка Васильевой и Воронина и другие. На третьем-пятом этажах располагались 20 квартир, по 4−9 комнат каждая. Арендатор такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы в год, в то время как прочие подобные квартиры в Москве стоили вдвое, если не втрое дешевле.
После переезда в марте 1918 года Советского правительства из Петрограда в Москву в доме 11 по Большой Лубянке (принадлежавшем страховому обществу «Якорь») расположилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Что касается домов общества «Россия», то их чекисты облюбовали чуть позже. В соответствии с декретом Совнаркома в декабре 1918 года были ликвидированы все частные страховые общества, в том числе и «Россия», а их имущество и недвижимость национализированы. Первоначально, в мае 1919 года, здание на Лубянке было передано в ведение Московского совета профсоюзов, а затем, буквально через несколько дней, передано ВЧК, которая в течение двух месяцев со скандалом выселила из него всех квартиросъёмщиков. В сентябре 1919 года часть дома заняли первые представители Особого отдела Московской Ч К. А через несколько месяцев в его стенах обосновался Центральный аппарат ВЧК.
Кроме двух домов общества «Россия» квартал между Лубянской площадью и Фуркасовским переулком занимало ещё несколько зданий, которые тянулись вдоль Фуркасовского переулка. Все вместе строения образовывали в плане обширный квартал, внутри которого стояло ещё одно строение -- меблированные комнаты «Империал».
Вот на этот обширный комплекс зданий положили глаз чекисты во главе с Феликсом Дзержинским. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников. А бывшие нумера «Империал» превратились в знаменитую внутреннюю тюрьму.
С этого времени дома на Лубянке переходят в ведение ВЧК, затем его наследников — ОГПУ, НКВД и МВД (в период объединения ведомств внутренних дел и госбезопасности), НКГБ и МГБ (в период существования отдельных ведомств госбезопасности), а с 1954 г. — КГБ СССР. После 1991 года здесь располагаются главные российские спецслужбы, с 1996 года — ФСБ.
К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растёт и штат, поэтому прямо за зданием общества «Россия» по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932—1933 годах по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и И. Г. Безрукова строится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданием общества «Россия». Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма -- на четыре. Проблему прогулки заключённых архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.
С приходом на Лубянку нового наркома Лаврентия Берии начинается новый этап реконструкции. Проектирование работ было поручено одному из самых маститых архитекторов той поры — строителю Мавзолея А. В. Щусеву. У зодчего возникла идея объединить воедино два здания, разделённые Малой Лубянкой, с превращением части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор. Проектирование нового здания началось в 1939 году. В январе 1940 года эскизный проект был утверждён Берией.
Но приступить к реконструкции здания помешала война. Работы по перестройке и реконструкции правой части здания и застройке Малой Лубянки были начаты только в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была надстроена 2 этажами еще в 1930-х, в общем сохраняла многие исторические детали и общий прежний стиль.
Перестройка левой части здания была завершена только в 1983 году — в андроповскую эпоху. Тогда же оформился и архитектурный ансамбль Лубянской площади — в 1979—1982 годах на левом углу Большой Лубянки (тогда ул. Дзержинского) группой архитекторов под руководством Палуя и Макаревича было построено новое мрачно-монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства, а на правом углу Мясницкой улицы (ул. Кирова) в 1985—1987 годах по проекту тех же зодчих выросло здание Вычислительного центра КГБ.