Утро. Везу детей в школу. Слушаем музыку. Молчим. В общем, все как обычно. И вдруг младший задает вопрос, который заставляет меня подпрыгнуть от волнения, хоть он и не про секс.
- Мама, а это Pink Floyd, да?
Судорожно начинаю соображать, кто ему мог рассказать? Я точно не говорила! Я ведь не объявляю, меняя диски в машине, на манер конферансье: «А сейчас, дорогие дети, вашему вниманию будет предложена композиция Hey you из альбома The Wall британской рок-группы Pink Floyd, записанного в 1979 году» или что-нибудь в этом роде.
— Откуда ты знаешь?
— Степа рассказал.
— ?!!
Степа — одноклассник моего сына, он на год старше Егора, ему целых девять лет, и, как выяснилось, каждый раз, когда Егор гостит у Степана, они слушают «Стену»! Причем мать Степана утверждает, что она к этому не имеет никакого отношения — ей больше нравится Simon & Garfunkel. Запутанная, в общем, история, но вместе с тем обнадеживающая. Пожалуй, я даже не буду против, если именно Степан расскажет Егору о сексе. Человек, который любит Pink Floyd, сумеет найти правильные слова, чтобы раскрыть эту непростую тему. И еще будет хорошо, если Оля, Катя, Марина или как там будут звать первую девушку моего сына, тоже будет в курсе, кто такие Pink Floyd.
А еще я подумала, что зря не разговариваю с сыновьями о музыке, тем более что почти у каждой моей любимой песни есть своя история, и некоторые из них очень даже поучительные, такие не грех рассказать детям.
История первая. Про Веру Линн и творческое бессмертие. Рассказывается под Pink Floyd.
— Дети, вы знаете, кто такая Вера Линн? Вы же понимаете, что она не может быть обыкновенной женщиной, если в «Стене» ей посвящена целая композиция, она, кстати, так и называется «Вера».
Does anybody here remember Vera Lynn? Remember how she said that We would meet again Some sunny day
*кто-нибудь помнит Веру Линн и как она пообещала, что мы обязательно снова встретимся
Так вот, дети, Вера Линн — это английская Клавдия Шульженко. Во время второй мировой она вела на радио программу для солдат. Англичане ее боготворили. Слава ее была столь огромна, что когда через семь лет после победы в Великобритании составляли первый в истории хит-парад, Вера вошла в первую десятку аж с тремя песнями! К семьдесят девятому, когда Роджер Уотерс сел писать «Стену», о Вере уже мало кто помнил. Нет, она по-прежнему была жива-здорова, и даже концерты давала, просто вышла из моды. Такое ископаемое, человек-легенда, символ второй мировой. И вдруг в 2009 про Веру снова начали говорить! В свои девяносто два (!) года она выпускает сборник хитов, и он снова занимает первое место во всех британских хит-парадах!!! Верино лицо снова в новостях, на обложках журналов и газет, диск продается, как горячие пирожки. Она снова купается в лучах славы.
«Дети, чему учит нас эта история? Эта история учит нас тому, что даже если тебя давно списали в утиль или отправили на склад, совсем необязательно лежать на полке и ждать похорон. Последние могут стать первые в любой момент и не взирая на возраст».
История вторая. Про проповедников и веру. Рассказывается под Jesus He Knows Me Фила Коллинза и Genesis.
1991 год. У нас перестройка и массовое крещение всех подряд. Наконец-то официально можно верить в бога, ходить в церковь и носить кресты хоть до пупа. У них на Западе жуткий скандал с участием теле проповедников-евангелистов. Выясняется, что все эти богоизбранные — обыкновенные мошенники, ни одну из заповедей сами не соблюдают, но много о них говорят.
God will take good care of you
Do as I say
Don’t do as I do
*Бог о вас позаботится, только делайте, что я говорю, а того, что делаю я, себе не позволяйте
«Не верь всему хорошему, что говорят про себя по телевизору люди в рясах», — скажу я сыну и объясню про критическое мышление.
История третья. Про тщеславие. Исполняется под песню Карли Саймон You are so vain.
Одну певицу бросил любовник, плейбой общегосударственного масштаба, ну и вообще, очень успешный человек. Она написала про это песню. «Ты такой тщеславный, что, скорее всего, подумаешь, что и эта песня о тебе». «Ты спишь с женами лучших друзей и общаешься только с нужными людьми», ну и все в таком духе. Всем было очень интересно, кто ее так обидел, но Карли молчала, как партизан. И тут особо тщеславные не выдержали.
- Это я! — кричал Уоррен Битти.
- Нет, это я! — пытался перекричать его Мик Джаггер.
«Вот до чего, Егор, людей доводит тщеславие», — скажу я сыну, — «не надо приписывать себе все заслуги, иногда можно и промолчать». А в конце своей маленькой музыкальной лекции подарю ему диск Tracy Chapman, чтобы мой мальчик рос на хорошей музыке.