Поговорим о праведности. Что это такое, как её достичь и нужно ли это человеку? Светское определение праведности — это быть справедливым, делать то, что правильно. Но в современном обществе у каждого своя точка зрения на то, что «правильно и справедливо». Только Библия, за которой стоит Сам Бог, даёт ясное определение этих понятий для человека. Внутренне люди тянутся к справедливости, хотят, чтобы добро побеждало и правосудие торжествовало. И не любят справедливость только тогда, когда нагрешат и боятся получить воздаяние и наказание за свою вину.
Праведность, святость, справедливость — это неотъемлемая часть характера Бога. Человек создан по образу и подобию Божию, и эти качества заложены в человеке и пробиваются сквозь нашу греховность. Но самому по себе человеку быть праведным не реально. Слово Божье так и говорит: «Нет праведного ни одного… все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:10, 23). Когда человек теряет праведность, его контролирует страх, чувство вины и бесчестия. И самая глубокая радость, которая только может быть, сокрыта в праведности.
Праведность искореняет депрессию, изгоняет печаль и страх, сохраняет человека в радости и великом дерзновении. Это реально, если с верой принять от Бога дар праведности на основании Слова Божьего.
Потеря праведности и последствия этой потери
Речь пойдёт о том, как праведность была потеряна Адамом, тобой и как она может быть возвращена Христом.
1) Причина потери праведности — это грех. Бог сказал: если ты нарушишь Мою заповедь — то, что честно, что справедливо, что Я заповедал и установил, если ты преступишь это — ты моментально потеряешь статус праведника. Потому в тот момент, когда Адам и Ева преступили то, что сказал Бог, они потеряли праведность. И тогда человек умирает для Бога и оживает для греха. И это категорично, человек не может одновременно быть в обоих состояниях, он или праведен, или грешен. Грех — это война против праведности.
2) Последствия этой потери — смерть. Если ты преступаешь повеления Божьи, ты переходишь из жизни праведности в смерть беззакония. Это смерть намного более страшная, чем смерть физическая, так как это смерть вечная, смерть духовная. Можно быть религиозным и набожным человеком, но если ты не имеешь праведности, то ты мёртв вечной духовной смертью. Даже если ты ходишь в церковь и по меркам современного общества порядочный человек, ты мёртв для Бога, находясь в живом физическом теле. И когда физическая жизнь прекратится, ты перейдёшь в вечное осуждение, вечную смерть, где нет шанса изменить своё положение.
3) Невозможность возвратить праведность. Человеческими усилиями и достижениями праведность возвратить невозможно, потому что в Адаме все согрешили и все поколения, рождённые после него, генетически связаны и грешны до сегодняшнего дня.
4) Обречённость человечества на неправедность. Не имея праведности, человечество потеряло право на вечную жизнь. Библия говорит, что ничто нечистое и преданное мерзости и лжи в Царствие Божье не войдёт. Что же делать? Религия придумала заменитель, полуфабрикат и подсунула его множеству религиозных людей. Он называется самоправедность. Это последняя попытка человечества возвратить статус праведности, но это есть фальшь и обман. Бог чётко отличает её от истинной праведности, так как она является самостоятельно выработанной праведностью. Может быть, поэтому многие из причисленных к святым получили это «звание» в преклонных летах: видимые качества праведности надо было выработать в течение жизни, а чаще и после смерти, ведь при жизни всегда можно найти ошибки в поведении и пороки характера.
Но человеческая самоправедность — это не та праведность, которую имеет Бог, которую Он хочет дать тебе. Вспомним старшего сына из притчи Иисуса Христа о блудном сыне. На что он обижался? Он упрекал отца, говоря, что он столько лет служит, ни разу не преступил его приказания, поэтому отец должен был поступить иначе. Он строил свои отношения с отцом на основе того, что он сделал, но не на основе родства. Ответ отца мог шокировать молодого человека: можно было ничего не делать, а просто понять, что всё моё — твоё только потому, что ты мой наследник, ты родился от меня, и я — твой отец, а ты — мой сын. И этого не нужно добиваться годами работы (Лк.15:28−32).
Самоправедный человек копит добрые дела, чтобы на основе их сказать: «Боже, Ты должен уже считать меня праведным, Ты записал то, что я сделал?». Мартин Лютер спал в нижнем белье на сырой земле, делил с другими свой скудный монашеский паёк, иссушал себя постами до момента, пока луч Божьего откровения не довёл до его сознания всего четыре слова, сделавшие реформацию в его душе, а потом и во всей Германии: «Праведный верою жив будет» (Авв.2:4; Рим.1:17). Не делами, а верою. Не достижениями, а верою в то, что праведность — это дар Бога по вере и не зависит от дел. Самоправедность приносит в жизнь ряд отрицательных моментов:
а) она приносит гордость, потому что, собирая свои хорошие дела, человек превозносится над другими;
б) некоторых самоправедность повергает в депрессию, потому что они видят невозможность достичь праведности, и в этом их убеждает каждый очередной грех и каждая ошибка;
в) самоправедный человек унижает Бога, потому что стремится достигнуть праведности помимо Иисуса Христа. Он унижает и упраздняет ту праведность, которую Христос добыл для него ценой смерти на кресте. Подумаем, отдал ли бы Бог Своего Сына на смерть, если бы была хоть какая-то возможность для человека достичь праведности своими усилиями и делами? Но то, что Иисус умер, чтобы искупить от грехов падшее человечество, говорит о том, что Сам Бог, при всей Своей мудрости и силе, не мог найти другого способа нас спасти. Разумно ли сегодня искать какие-то свои пути и методы достижения святости, если Сам Бог не считает людей способными на это? Праведность — не достижение, это дар Божий во Христе Иисусе. Праведность рождает благодарность, потому что это дар, который нельзя ни заслужить, ни заработать;
г) самоправедные люди унижают других, сравнивая себя с теми, кто стоит, как им кажется, ниже их. Помните, как фарисей молился в храме? Он благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди. И с кем он себя сравнивал? С мытарями! Он не сравнил себя ни с Давидом, ни с Моисеем, ни с Авраамом. Всякий, кто стремится к самоправедности, попадёт в одну из этих проблем. Самоправедный человек и веровать не может, полагая, что стать праведным невозможно независимо от дел. А в праведность, даруемую Христом нужно поверить. Библия говорит, что именно бедных мира избрал Бог быть богатыми верою. Вот оно, богатство — человек, у которого нет ничего доброго, чтобы стать праведным, приходит к Богу, который оправдывает верящего Ему нечестивого и дарит праведность по вере. И часто творящий много добрых дел и милостыни не может поверить, что его ближний, негодный ещё вчера, сегодня становится святым. В послании к Римлянам 3:27 читаем: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры». Весь багаж пожертвований и дел, всё, чем можно было бы похвалиться перед окружающими, уничтожено! Потому что пришла вера. Иисус щедро и без упрёков даёт праведность людям, которые верят, что Он может сделать их праведными. Поэтому, как говорил Христос, мытари и блудницы впереди шли в Царствие Божие, ничего не сделав хорошего в жизни, а просто поверив Христу.
Дар праведности во Христе Иисусе
Читаем Рим. 4:1−2: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрёл по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Перед кем тогда Авраам имеет похвалу? Перед людьми Авраам имеет похвалу. За счёт дел, которые он делал. Люди не могли видеть живую веру в сердце этого мужа, как видел её Бог. Они видели дела веры, праведности и послушания Богу во всём. Так и в момент покаяния Бог даёт человеку праведность, видя в сердце веру и зная, что человек будет послушен, а он ведь не успел совершить ни одного дела! Как и написано: «…поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность». И это было до того, как он сделал хоть один шаг из Ура Халдейского, что подтверждало бы его веру. Праведность Авраам получил «авансом».
Читаем дальше (ст.4): «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Когда воздаётся человеку делающему, это не милость, но долг, мы обязаны воздать тому, кто что-то делает. Не делающему, а верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность". И касается это не только Авраама, но каждого верующего. Он имеет праведность по вере. Но как же грешнику, приходящему к Богу, поверить, что справедливый Бог оправдает его нечестие? Это вопрос многих поколений. Ещё фарисеи спрашивали Иисуса: «Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» (Мк.2:7). Христос ответил: «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф.9:6). Почему? Да потому что Он уплатил за грехи каждого человека и получил власть прощать людей. Представьте, что вы идёте по улице и видите мальчика, разбившего оконное стекло у соседа, и сосед требует у ребёнка платы за стекло. Вы говорите мальчику, что прощаете ему разбитое стекло. Как на вас посмотрит сосед? Он скажет: «Какое ты имеешь право прощать? Уплати сначала за стекло, а потом и прощай, если хочешь». Именно потому, что Христос уплатил за наши грехи, Бог Отец дал ему право прощать их и вот почему Иисус милует и оправдывает нечестивого. Он рассчитался перед правосудием Божьим, удовлетворил справедливость, которая требовала наказать тебя перед лицом Божьим. Только поэтому твоя вина может быть аннулирована и ты становишься праведным, — не сам по себе, но в Иисусе Христе. Можно было бы возразить: вот, Авраам был отцом веры, а мы просто грешники. Но обратимся к Священному Писанию (Рим. 4:19−25): «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Поэтому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Не сомневайся, Бог не лицеприятен и Авраам был соткан из такой же плоти как и мы. Апостол Иаков пишет: «Илия был человек, подобный нам» (Иак.5:17). Мы все одинаковые люди и Бог тот же самый во веки веков. Принципы Его не изменились и путь к праведности тот же самый. Поэтому ты свят и праведен, если принял дар праведности через Иисуса Христа. Так написано в Откровении (Откр.22:11): «…Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё». Праведный он праведный, святой он святой. Бог дал нам жизнь не для того, чтобы достигать праведности, но обладать ею и беречь её. Если мы, согрешив, теряем праведность, то через покаяние перед Богом возвращаем своё положение праведника. Это не требует многих усилий, это требует только веры в то, что Бог прощает тебя и кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха. Поэтому Библия и говорит, что праведник семь раз упадёт и встанет, а нечестивые впадут в погибель. Праведность праведника не в том, что он не падает, это не реально, а в том, что он ненавидит своё падение и в душе стремится к праведности. И сколько бы раз он ни падал и, покаявшись, вставал, — Бог восстанавливает его праведность по вере в милость и прощение через Иисуса Христа.
Последовательная взаимосвязь между праведностью, верой и делами
Представим себе трёхэтажный дом. Каким бы образом ты расположил в нём по этажам праведность, веру и дела, с учётом того, что люди входят в дом дверью и поднимаются с 1-го этажа на 2-й и потом на 3-й? Если 1-й этаж — это вера, что идёт на 2-ом этаже? Здесь начинается спор между Божьим Словом и религией, спор между законом и апостолом Павлом. Что же сначала — дела, а потом праведность или все-таки праведность, а потом дела? Из чего что исходит, — праведность из дел или дела из праведности? Ложный взгляд — это когда люди, минуя веру и праведность, лезут на 3-й этаж, даже через окно (инде, выражаясь языком Нового Завета), там, где дела. Религиозные люди хотят залезть туда, где дела и построить на них 4-й этаж — самоправедность, игнорируя предваряющую праведность и 1-й этаж веры. Для них главное — дела. Яркий пример фарисеи и книжники. Они делали много дел и всё напоказ: много молились на улице, постились с мрачным видом, демонстративно давали десятину. На веру и праведность Божью они просто не обращали внимания, так как строили самоправедность. Каков же истинный путь и верный взгляд на праведность? Он очень простой. Ты входишь в дом, в Божье строение, в Божьи принципы, дверью, входишь на 1-й этаж. Здесь ты обретаешь веру и укрепляешься в ней: ты веришь Богу, доверяешься и послушен Ему и Он даёт тебе праведность (2-й этаж). Ещё нет у тебя никаких дел, но вера твоя уже вменилась тебе в праведность. Со 2-го этажа ты поднимаешься на 3-й, твои дела исходят из праведности. Иными словами: дела от веры, но через праведность. Это Божий путь и Библия говорит об этом очень много. Посмотрите на разбойника, распятого на кресте. Он виновен, но он поверил Богу, поверил, что может быть прощён. Иисус, видя его веру, говорит: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). В рай грешники не входят. Этот человек умирал на кресте праведником, хотя распинали его как грешника. У него уже не было шанса на деле доказать свою веру. Но Иисус видел его сердце и по вере дал ему праведность. В последние минуты жизни разбойнику был обещан рай. По-человечески это непостижимо. Но таков наш Господь, верный Своему слову. Хвала Ему! Или взгляните на Закхея, мытаря, сборщика податей с дурной репутацией. Обратившись к Господу, он пообещал отдать нищим половину своего имения и воздать вчетверо всем, кого он обидел. Иисус тут же сказал: «Ныне (прямо сейчас!) пришло спасение этому дому» (Лк.19:9). и назвал Закхея сыном Авраама. А ведь Закхей ещё ничего из обещанного не сделал! И это ещё одно подтверждение пути — вера, праведность, дела.
Обратимся к посланию Иакова (гл. 2, ст. 14, 17−18): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Глядя на человека, мы не можем определить, есть у него вера или нет, поэтому апостол Иаков и говорит: «покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». В стихах19−20 далее говорится: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Можно ходить в церковь, совершать какие-то обряды, называть себя верующими, но если нет дел веры, то вера эта мёртвая. Не делами ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник сына своего? Несомненно делами. Делами Авраам показал, что он верит Богу, что он имеет твёрдую веру в Божьи обетования. И исполнилось слово Писания: «…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божьим» (ст.23). Ведь Авраам назван другом Божьим не после того как Ангел Божий остановил его руку. Нет, он был назван другом Божьим, когда поверил Богу. Мы не найдём в Писании, чтобы Бог вменил в праведность человеку дела. И апостол Павел говорит: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28). Апостол Павел поясняет, что язычники, не искавшие праведности, получили праведность от веры, Израиль, искавший закона праведности, не достиг его, потому что искал не в вере, а в делах закона, усиливаясь добиться собственной праведности, которая от закона, но не той, которая от Бога, по вере. И апостол Павел подчёркивает, что благодатью мы спасены через веру и это не от нас, не от наших дел, чтобы никто из нас не хвалился, что своими делами добились спасения. Нет, спасение даётся по вере, не от дел, тем не менее во Христе мы созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. И мы не можем их не исполнять, потому что они нам предназначены. Библия предупреждает нас, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Так и христианин должен делать то, что ему предназначено Господом.